В поисках решения проблемы, созданной городом

На днях прошла неформальная встреча президента Петербургской топливной компании Юрия Антонова и заместителя председателя Санкт-Петербургского «Митрофаниевского союза» Ильи Попова. Об этом «Аи92» сообщил Илья Попов. Темой беседы стало обсуждение ситуации вокруг земельного участка ПТК площадью пол гектара, расположенного по адресу: Митрофаньевское ш., участок 9, восточнее дома 15, литера А по Митрофаньевскому шоссе, по которому до сих пор отсутствует внятное решение городских властей. Участок находится на землях Митрофаниевского кладбища, видимых следов которого почти не сохранилось. Его исторические и юридические интересы отстаивает «Митрофаниевский союз».
История с этим участком, получившая общественный резонанс, началась ровно два года назад. Летом 2011 года, получив разрешительные документы, ПТК решила использовать земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности, и купленный на вторичном рынке с видом разрешенного использования - строительство АЗС. Территорию оградили временным строительным забором в целях производства изыскательских работ. Эти действия возмутили защитников старого некрополя. Для защиты невидимых захоронений верующие разбили вокруг забора палаточный городок и устроили регулярные круглосуточные молебны. В результате топливная компания и городские власти договорились о мирном урегулировании конфликта. ПТК отказалось от своих планов по строительству АЗС, а город взамен пообещал подыскать альтернативные участки либо осуществить компенсационную выплату путем выкупа земельного участка для государственных нужд.
Напомним, Митрофаниевское кладбище возникло в 1820-1830 годах, и находилось на окраине города. Погребение усопших производилось здесь с 1831 года по 1927 год, в том числе во время эпидемии холеры 19 века, а также в годы зимней блокады в 1941-1944 годов уже, когда кладбище было официально закрыто. В период с 1929 по 1960 годы кладбище разорялось. Здесь не стесняясь, умельцы «добывали» гранит и мрамор, который использовался для мощения улиц, устройства фундаментов. В 1997 году сформировались планы о реновации и застройке депрессивной территории, ограниченной Обводным каналом, Благодатной улицей, Московским проспектом и линией Балтийской железной дороги. Проект получил название «Измайловская перспектива» и нашел свое отображение в проекте планировки территории, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2007 №864. Он предполагает строительство общественно-делового района и с жилыми кварталами. В территорию реновации входит и часть Митрофаньевского кладбища, поскольку предусматривается пробивка Варшавской улицы по линии Варшавской железной дороги, Новоизмайловского проспекта до Обводного канала.
Представители «Митрофаниевского союза» не против создания «Измайловской перспективы». Однако настаивают на создании мемориальной зеленой зоны с восстановлением исторической планировки кладбища, то есть устройство дорожек. В союзе считают, что Комитет по градостроительству и архитектуре, нарушил требование Федерального закона «О погребении и похоронном деле», согласовав проект планировки территории в части строительства капитальных объектов на месте захоронений, на которых возможно возведение только зеленых насаждений, парков и пр.
Прошло два года с момента возникновения конфликтной ситуации. По словам Юрия Антонова все предложенные городом участки, либо не были надлежащим образом сформированы (отсутствовал кадастровый учет), а значит проведение сделок с такими участками не представляется возможным, либо находились на землях лесного фонда, которые перевести в другую категорию земель очень сложно. По сути, у города отсутствует механизм замены участка, находящегося в собственности ПТК, на альтернативный, фактически никак не оформленный.
В итоге пришлось сойтись на варианте по выкупу земельного участка для государственных нужд из средств городского бюджета. В целях ускорения процесса, компания за свой счет подготовила необходимые документы, провела индивидуальную рыночную оценку стоимости участка. Но по непонятным причинам процесс выкупа городом земли у ПТК снова затягивается. Последние полгода компания только и занимается, что пишет обращения в Смольный, но проблема так и не решается.
В «Митрофаниевском союзе», по словам Ильи Попова были уверены, что город уже урегулировал все финансовые вопросы с ПТК. «Мы расстроены, что этот вопрос не решен. Когда убрали забор, мы подумали, что КУГИ все решил», - отмечает Илья Попов. На встрече он сообщил, что в отношении территории Митрофаниевского кладбища речь могла бы идти о поэтапном благоустройстве. Но для начала необходимо провести археологические работы. Часть Митрофаньевского шоссе проходит непосредственно по кладбищу. Илья Попов рассказал, что при строительстве шоссе на глубине 2-2,5 метра обнаруживали надгробные памятники, которые, чтобы не привлекать внимание общественности, рабочие вывозили ночью. «Митрофаниевскому союзу» удалось отстоять три памятника, остальные были увезены в неизвестном направлении и место их хранения до сих пор неизвестно. Сами могилы (более трехсот тысяч захороненных) находятся на глубине 3,4-5 метров. Известны имена и точные места погребения почти ста тысяч человек, то есть почти трети от числа погребенных в некрополе. На самой большой глубине находятся старые склепы. Можно найти участки, где семь слоев гробов. Илья Попов рассказал, что на участке ПТК находится фундамент самой старой деревянной церкви Митрофаниевского кладбища – Спасской церкви, проекты которой сохранились. А вообще здесь похоронены многие крупные исторические и церковные деятели не только России, но и Финляндии, Швеции и других стран.
Позиция «Митрофаниевского союза» заключается в том, что на месте кладбища необходимо создать мемориальную зону – парк для отдыха петербуржцев, с восстановлением исторической планировки бывшего кладбища (дорожек), а в перспективе – восстановление храмов кладбища. План устройства Митрофаниевского мемориального парка предусматривает также разбивку газонов и установку памятных знаков на месте блокадных захоронений в границах названных исторических некрополей.
Обе заинтересованные стороны ожидают совещания в Смольном, где будут приниматься решения по пробивке дорог Митрофаниевского участка. Все дороги предлагается пустить в обход кладбищу. По словам Ильи Попова сейчас готовится целых семь проектов транспортного обхода, и только один предполагает дорогу по кладбищу. ПТК и «Митрофаниевский союз» также решили обратиться к Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Первые с напоминанием о том, что проблема с выкупом участка городом так и остается нерешенной, вторые – с предложением восстановить Спасскую церковь. Но для этого всем необходимо не только решение Смольного по спорному участку но и конкретные действия по его выкупу.
Комментарии
Конфереция