НМТП забуксовал на нефтяном вопросе

Совет директоров ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) согласовал концепцию развития компании до 2018 года. Она предусматривает масштабную модернизацию и строительство новых терминалов. Впрочем, по ключевым вопросам представители акционеров НМТП — "Транснефти" и группы "Сумма" — так и не договорились: не согласованы план и стоимость реконструкции нефтерайона Шесхарис, в которой заинтересована "Транснефть". Источники "Ъ" уверяют, что документ будут менять, если к порту присоединят новые территории для базы снабжения "Роснефти". Совет директоров группы НМТП одобрил концепцию развития компании до 2018 года. "Ъ" удалось ознакомиться с презентацией, подготовленной к совету. Из нее следует, что объем инвестиций в группу НМТП до 2018 года запланирован на уровне 30,9 млрд руб., из которых 4,8 млрд руб. планируется вложить уже в 2014 году. Максимум инвестиций предусмотрен в 2015-2016 годах — 7,4 млрд руб. и 9,6 млрд руб. соответственно (см. также интервью с гендиректором НМТП Юрием Матвиенко). Но в НМТП подчеркивают, что цифры пока носят "прогнозный характер" и будут уточняться. Инвестиции, в частности, пойдут на расширение контейнерных терминалов в портах Новороссийска и Балтийска, "комплексную реконструкцию нефтерайона Шесхарис", строительство в Новороссийске комплекса по перевалке сыпучих минеральных удобрений и обновление флота НМТП. Концепция предполагает и изменение системы управления компанией. Но, по словам источников "Ъ", близких к совету директоров НМТП, на нем так и не были утверждены объем инвестиций и параметры модернизации нефтерайона Шесхарис, в развитии которого заинтересована "Транснефть" (контролирует более 35% акций НМТП). Собеседники "Ъ" уверяют, что до сих пор обсуждается необходимость полномасштабной реконструкции Шесхариса, поскольку неочевидны целесообразность вложений в нефтерайон и схема его финансирования. Источники "Ъ" говорят, что "один из вопросов в том, будет ли загружен Шесхарис, даже сейчас он не используется на 100%". Помимо Шесхариса развитие порта предполагает строительство новых терминалов. С 2015 года на востоке порта начнется строительство терминала минудобрений (объем инвестиций — 3,4 млрд руб., плановый прирост перевалки — около 3 млн тонн). Заинтересованность в терминале есть у "Еврохима". До 2016 года планируется частично переориентировать Новороссийский судоремонтный завод под терминал по перевалке накатных и Ro-Ro-грузов. НМТП планирует расширить два контейнерных терминала (8,6 млрд руб.), увеличив их мощность до 800 тыс. TEU в год, а мощность терминала в Балтийске будет увеличена до 400 тыс. TEU в год (2,5 млрд руб.). Еще 3 млрд руб. пойдет на флот НМТП. Но источники "Ъ" отмечают, что документ "носит предварительный характер". Собеседник "Ъ", близкий к "Сумме" (владеет 25% акций порта в СП с "Транснефтью"), уверяет, что "план не является программным документом", а "конечную стратегию развития с конкретными шагами "Сумма" ждет от менеджмента НМТП в течение нескольких месяцев". Собеседники "Ъ" говорят, что влияние на финальную версию стратегии могут оказать и планы "Роснефти" по созданию базы снабжения под шельфовые проекты на Черном море. В октябре глава "Роснефти" Игорь Сечин обратился к Владимиру Путину с просьбой продать компании госпакет НМТП (20% акций), чтобы создать там базу. Источники "Ъ" уверяют, что в кулуарах совета директоров инициатива "Роснефти" обсуждалась, и "как наиболее реальный вариант рассматривалось расширение территории порта". "В этом случае нефтекомпании не придется передавать 20%",— говорит один из источников "Ъ". По мнению Надежды Малышевой из PortNews, "если "Роснефть" станет акционером НМТП, одним из вероятных изменений станет передел бункеровочного рынка в долгосрочной перспективе. В остальном же, вероятно, все сохранится на прежнем уровне". Анна Ъ-Зиброва, Егор Ъ-Попов
Комментарии
Конфереция