Бедность заставляет Ленобласть решать дорожные проблемы по-новому

Ситуация с дорогами в Ленинградской области остается крайне тяжелой. Дело даже не в том, что их состояние оставляет желать много лучшего. Как признают в комитете по дорожному хозяйству региона, дорожная сеть в целом разрушаются быстрее, чем ее успевают восстанавливать. По данным комитета, к 2016 году доля дорог (по протяженности) в нормативном состоянии снизится с нынешних 42% до 35-36%. Это значит, что происходит деградация и если этот процесс не остановить, то ситуация может стать критической как для экономики региона, так и для жизни людей. Причина этой, хронической российской болезни, известна – многолетнее неадекватное отношение власти к дорожному хозяйству. Дороги никогда не были настоящим приоритетом в России. Все хотят жить в большой стране, но на содержание ее просторов патриотизма явно не хватает. Председатель Комитета по дорожному хозяйству Алексей Львов считает нарушение баланса между скоростями разрушения и восстановления дорожной сети главной проблемой и видит свою первоочередную задачу именно в восстановлении этого баланса. О том, что этому мешает и как преодолеть препятствия, он рассказывает в интервью РБК: Так что больше всего мешает, помимо дураков? Огромный объем недоремонта и неадекватное этому объему финансирование. Самое плохое, что произошло в последние десятилетия – был нарушен процесс нормального обслуживания дорог. Это как с велосипедом – стоит перестать крутить педали, как он упадет. Вот дороги и упали. Чтобы подняться, нужны большие деньги, а их нет. Поступления в Дорожный фонд совершенно не достаточны. Их не хватает даже на нормальное текущее обслуживание дорог, с учетом хотя бы минимального капремонта, реконструкции и строительства новых. При этом из общей протяженности дорог с твердым покрытием в Ленобласти в 6,2 тыс. км не более 20% покрывается гарантийным обслуживанием подрядчиков, остальные 80% мы должны обслуживать сами. А мы еще должны ежегодно 10% отдавать муниципалитетам на их дороги (в этом и следующем году мы отдаем даже больше). Из-за этого мы платим нашему ДРСУ за содержание дорог только 24% от норматива. Не хотите ли вы сказать, что механизм финансирования Дорожного фонда не адекватен даже текущим задачам? То есть, деградация запланирована? К сожалению, это так. Причина, на мой взгляд, в неадекватной методике Минфина. Акцизы, призванные наполнять наш Дорожный фонд, поступают в него не напрямую, а через Смоленское казначейство, которое распределяет средства по регионам с учетом протяженности дорожной сети, числа зарегистрированных автомобилей и оборота розничной торговли. Но реальный трафик не учитывается, что очевидно занижает финансирование транзитных регионов, вроде нашего, где реальное число автомобилей на дорогах в разы превышает число зарегистрированных. Я уж не говорю о том, что протяженность дорожной сети не учитывает многие муниципальные дороги, потому что они не прошли кадастровый учет. У нас огромное количество бесхозных дорог, которые мы, однако, должны обслуживать. Но Минфин денег на них не дает. Мы сейчас побуждаем муниципалитеты их зарегистрировать, но это муторное, затратное и долгое дело. Есть еще одна проблема. Федералы с ноября 2014 года для своих дорог вводят плату в 3,5 рубля за каждый километр проезда грузовиков, вес которых превышает 12 тонн. Пока их «эксперимент» не завершится, мы не имеем права сделать то же самое для наших дорог. И получится, что большегрузы начнут объезжать федеральные трассы по нашим, региональным дорогам, их разрушение резко ускорится, а у нас не хватит никаких средств на ремонт этих дорог. И при этом нам не разрешают брать деньги с грузовиков. А областной бюджет не может вам помочь? Пытается. В этом году нам добавили 44% (2,5 млрд руб.) к нашему бюджету, но в следующие три года этого не будет. Около 40% бюджета Ленобласти пойдет на реализацию известных указов президента. А у правительства области есть еще множество своих обязательств. В частности, максимальные выплаты по долгам региона. И как же вы будете выкручиваться? Бедность заставляет напрягать извилины. Мы планируем усилить работу с федеральным правительством. Первый опыт оказался удачным – нам удалось добиться федерального субсидирования гатчинского путепровода. Недавно Росавтодор откликнулся на нашу просьбу взять под федеральную юрисдикцию дорогу Выборг-Светогорск, поскольку она соединяет федеральную трассу «Скандинавия» с федеральным пунктом пропуска на границе с Финляндией. У нас есть еще ряд проектов, которые мы предлагаем федералам на совместное финансирование: мост в Киришах за 2,5 млрд руб., виадук в районе Мельничного ручья, где полгорода стоит в пробке, три путепровода на реконструируемой железной дороге Выборг-Каменногорск и др. Переговоры идут, ждем результатов. А частные средства вам удается привлекать какими-нибудь способами? Только что губернатор договорился с разработчиками нерудных материалов о том, чтобы они взяли на себя содержание и текущий ремонт региональных дорог, где пролегают основные маршруты их перевозок. Ведь это их самосвалы разрушают эти дороги. Также мы пытаемся найти частных инвесторов для строительства платных дорог. По двум первым дорогам – в обход Новодевяткино и дороге Кириши-Рябово – уже ведем переговоры. Пытаемся больше зарабатывать на штрафах за нарушения ПДД. Расширяем инфраструктуру фотофиксации. В этом году установим 18 новых постов (столб с камерой) в четырех районах. Возлагаем большие надежды на увеличения сбора платы за перевес у грузовиков (когда вес машины с грузом превышает норматив для данной дороги). Но для этого необходимо увеличить число пунктов взвешивания и усилить контроль, потому что федеральные ставки этой платы высоки и грузовладельцы из кожи вон лезут, чтобы избежать платежей. Тут масса проблем. В начале этого года правительство Ленобласти в три тысячи раз увеличило штрафы подрядчикам за нарушение правил гарантийного обслуживания дорог. Теперь штрафы стали для них ощутимыми – это принесло пользу и дорогам, и нашему бюджету. Есть у вас какие-нибудь инновации, хотя бы организационные? Да. В заказе на содержание дорог мы будем учитывать не количество квадратных метров убранных дорог (которые подметали, посыпали солью, убирали от снега и т.п.), а их текущее состояние. Оно оценивается системой баллов. Сколько баллов дорога набрала, столько ДРСУ и получит – вне зависимости от произведенных работ. То есть будем финансировать не процесс уборки, а ее конечный результат. А по каким принципам вы отбирали дороги для первоочередного ремонта? По такому же – платим за результат. Ремонтировать будем не те дороги, которые давно не чинили, а те, ремонт которых даст наибольший эффект, подсчитанный по набору критериев, среди которых востребованность бизнесом, населением, стоимость ремонта или реконструкции и др. То есть, и здесь нам важно получить максимальный результат с точки зрения жизнеобеспечения региона. По этому принципу мы разработали Государственную программу на 2014 – 2016 годы с общим объемом трехлетнего финансирования 31 млрд рублей.
Комментарии
Конфереция