Андрей Михеев: «Легальная часть рынка неконкурентоспособна»

Борьба с невидимыми конкурентами
Входе подготовки к ежегодному форуму «ТОП-250» мы выясняем у представителей бизнеса, какие проблемы нуждаются в широкой огласке и обсуждении на форуме.
В ЗАО «Петербургская топливная компания» (63-е место в ТОП-250 в 2012 году) с «Экспертом С-З» поделились проблемами топливного рынка. Они начались в 2007 году, когда государство отменило лицензию на эксплуатацию АЗС. Сегодня отмена лицензирования привела к развитию теневого рынка, доля которого – десятки процентов. Почему «даже в шальные 90-е такого не было», и как решить проблемы топливного сектора, рассказал генеральный директор ЗАО «Петербургская топливная компания» Андрей Михеев:
– Основной проблемой в 2013 году, как и в предыдущие годы, был незаконный розлив нефтепродуктов в Петербурге и Ленобласти. Эти продукты разливались с нелегально установленных контейнерных станций, так называемых модульных АЗС, или вообще с бензовозов – все это никак не регламентируется, делается в нарушении норм и требований и негативно сказывается на рынке АЗС. Такая бесконтрольная схема позволяет продавать не только купленные на законных основаниях, но и сомнительного происхождения нефтепродукты. Происходит отток части клиентов, потому что подобные станции предлагают более низкие цены. Расходы станции – вещь постоянная, АЗС нужно содержать: следовательно, с уменьшением общих объемов реализации для частных клиентов, заправляющихся на легальных АЗС, стоимость нефтепродуктов растет. Незаконный розлив принял достаточно серьезные масштабы. Сегодня его доля достигает нескольких десятков процентов рынка. Нелегально реализуются десятки тысяч тонн топлива в месяц.
– Кто должен проверять такие станции?
– На деле проверяющие органы подобные станции не контролируют, потому что по документам их не существует. Участники рынка обращают внимание госорганов на этот факт, но, к сожалению, учреждения, которым положено этим заниматься, не очень проявляют инициативу. Нам трудно судить, какой конкретно орган должен проверять такие точки. Тут возникла некая коллизия. С одной стороны, Ростехрегулирование, Ростехнадзор и МЧС говорят, что это незаконная деятельность, проверка нелегальных станций не их компетенция, и проверяют они только те АЗС, которые есть в их реестре. С другой стороны, правоохранительные органы уверены, что на нелегальных АЗС не нарушают закон, с точки зрения, например, Уголовного кодекса. «Продают нефтепродукты? Но ведь это не преступление. А проверять, законно ли у них установлен модуль, есть ли у них проект – все это вопросы как раз к Ростехнадзору, МЧС и прочим». В итоге проблема не решается.
– Почему так происходит? Кто-то лоббирует свои интересы?
– Не исключаю. Есть две тенденции. Одна – стремление наших граждан во всем находить экономию в ущерб нормам, правилам и тем представлениям о европейском укладе, которые у нас периодически мелькают. Второй аспект – в стране действуют технические регламенты, регулирующие качество топлива. Топливо, продаваемое легально, облагается акцизами, причем немалыми, нелегальное – нет, разница где-то оседает.
Нам удивительно, почему соответствующие структуры до сих пор не замечают такого огромного рынка незаконной деятельности. Рынок забит этими предложениями, за последние годы только продажа соответствующего оборудования выросла в десятки раз, а это косвенной показатель объемов незаконного розлива.
Еще одна проблема – непредсказуемость наших накладных расходов. Периодически выходят постановления, которые никак предварительно не согласовываются с участниками рынка. Раньше были идеи саморегулируемых организаций, предлагалось им давать на рассмотрение документы, прежде чем принимать их на законодательном уровне. Но все это как-то не очень работает. Периодически мы узнаем о новых инициативах законодательных органов, министерств и ведомств, направленных – из благих соображений – на улучшение тех или иных параметров, показателей, на пополнение казны. Практически всегда они не имеют экономического обоснования и предполагают дополнительные затраты бизнеса и в финале – потребителя. В последнее время Российский топливный союз находится в постоянной переписке с министерствами и ведомствами, регулирующими деятельность АЗС или дорожную инфраструктуру. Иногда доходит до того, что нам нужно чуть ли не устанавливать шлагбаум на подъезде к АЗС и выдавать каски для ее посещения. Именно такие действия в значительно большей мере мешают развиваться бизнесу, чем проверки.
В отсутствие лицензий
– И раньше была такая непредсказуемость или это тенденция последних лет?
– Это всегда с нами, но последнее время называются какие-то гигантские цифры соблюдения этих требований, и непонятно, как их выполнить.
– Что поможет решить проблемы? Может быть, надо изменить законодательство?
– У меня такое ощущение, что зря убрали лицензирование с рынка нефтепродуктов. При нем был хоть какой-то механизм защиты – всегда можно было спросить лицензию, а если ее нет – это незаконная предпринимательская деятельность. Людей это охлаждало. Даже в шальные 90-е такого не было, лицензирование было, и все как-то справлялись.
Получение лицензии необходимо только в момент запуска АЗС, это не большие накладные расходы, и когда наше правительство пытается нас таким образом избавить от бюрократических проволочек, оно оказывает легальной части рынка медвежью услугу.
– Лицензии проверялись?
– Были соответствующие органы, они выдавали лицензию, чтобы ее получить, необходимо было сдать комплект документов, потом наличие лицензии проверялось. Да и что плохого в проверках? Для рынка много хуже, когда на нем существуют компании, которые государство проверяет (хоть и редко), и компании, которые не проверяют никогда. Как вы понимаете, это ведет к неравным условиям хозяйствования. Первые должны соблюдать все нормативы и тратить на это значительные средства, вторые могут делать все, что угодно. Следовательно, легальная часть рынка неконкурентоспособна.
Угроза дефицита
– Насколько стабильны сегодняшние поставки?
– Сейчас совместными усилиями участников рынка и государства потребители не чувствуют этой чехарды с периодически возникающим дефицитом то одного, то другого продукта. Последний такой всплеск по высокооктановому топливу произошел в августе.
Наличие дефицита приводит к росту оптовых цен из-за спекулятивной составляющей. Это нормальная реакция рынка на возникновение дефицита. Нормальный способ борьбы с такими скачками – стабильное и гарантированное предложение основных производителей.
–С чем связан дефицит?
– Однозначного ответа нет. Как всегда, действует множество факторов. Это колебание объема потребления, рост автопарка, ошибки в административном управлении рынком, введение технических регламентов и переход на более высококачественные нефтепродукты. Нельзя сказать, что ничего не делается для исключения дефицита. Очень многое, если не все, зависит от позиции крупных нефтяных компаний.
Перспективы
– Последнее время «Газпром» развернул большую кампанию по строительству газомоторных станций в России. Возникнет ли конкуренция между газовиками и нефтяниками и как это повлияет на рынок?
– Сейчас никакой конкуренции нет, я говорю о нашем регионе, потому что нет заметного рынка газомоторного топлива. Он должен появиться. Как это произойдет? Пока непонятно, потому что требуются очень большие затраты. Пока я слышал только поверхностные рассуждения, но если копнуть глубже, такой переход подразумевает полное перевооружение автотранспортных предприятий. Кроме того, нужно переучивать персонал. Обращаю внимание, что высокотехнологичное оборудование для компримированного газа недешево. Я могу судить по заявлениям из прессы: построить станцию может стоить до 60 млн рублей. Если речь не идет о постройке с нуля, а об установке дополнительного оборудования для заправки сжиженным газом на существующей АЗС, это, по нашим оценкам, от полумиллиона до миллиона долларов.
Если переход на газомоторное топливо – экономически оправданный проект, необходим возврат инвестиций хотя бы через 10 лет. В этом случае и мы будем готовы войти в этот рынок.
Еще хотелось бы отметить, что продажа газомоторного топлива прежде всего ориентирована на профессионалов. При сохранении нелегального рынка никакая экономика, основанная на газомоторном топливе, не будет конкурентоспособна. Поэтому для правильного развития рынка в первую очередь надо поставить всех его участников в равные условия, а это может сделать только государство.
– Может ли создание петербургской агломерации повлиять на рынок нефтепродуктов?
– Не думаю, что это существенно изменит правила, доходность, объемы реализации на рынке нефтепродуктов. Вряд ли.
– Чего вы ожидаете от отрасли в перспективе?
– Самое важное, что нужно в 2014 году – наличие нефтепродукта. Хотелось бы избежать потрясений, периодически происходящих в отрасли. Все-таки мы нефтедобывающая страна, могли бы рассчитывать, что на внутреннем рынке топливо будет всегда.
Эксперт Северо-Запад» №38 (635) 23 сен 2013
Комментарии
Конфереция