Государство может продать на рынке около миллиона тонн бензина

Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что государство может начать топливные интервенции на бирже. Может быть продано 1,2 млн тонн топлива, чтобы сбить цены на нефтепродукты в период сбора урожая. Эксперты называют меры запоздалыми. Федеральная антимонопольная служба договорилась с Минэнерго о возможности продажи нефтепродуктов из госрезерва на топливной бирже. Глава ФАС Игорь Артемьев отметил, что резерв может быть задействован в ближайшее время — в период сбора урожая в отдельных регионах может создаться дефицит топлива. "У нас нет опасности, что будет неуправляемый какой-то вариант. Есть государственный резерв, причем двойной: госрезерв — секретная информация, сколько в нем лежит, а еще есть открытый второй госрезерв — 1,2 млн тонн", — заявил он на брифинге в рамках "Дня конкуренции в России" в Иркутске, добавив, что все возможные продажи будут осуществляться обязательно через топливную биржу. По его словам, внебиржевая продажа нефтепродуктов со стороны государства может обернуться злом для всего топливного рынка. Резервы есть не только у правительства, но и у самих компаний — по августовской рекомендации Минэнерго участники рынка должны были нарастить запасы к 1 сентября до 1,7 млн тонн. К 6 сентября на НПЗ и нефтебазах было запасено чуть меньше — 1,6 млн тонн. Игорь Артемьев назвал торговлю нефтепродуктами через биржу "великолепным инструментом", и эксперты склонны с ним согласиться. Правительство ограничено в способах воздействия на топливные цены, которые уже давно вызывают нарекания у потребителей своим существенным ростом. Одним из способов сбить цены — выход на рынок розничных и мелкооптовых производителей, для которых топливная биржа может быть большим подспорьем. Сама по себе топливная биржа — пока достаточно формальное образование. Власти в меру своих сил пытаются стимулировать у компаний к ней интерес, но результаты скромные. Согласно совместному приказу ФАС и Минэнерго вертикально интегрированные нефтекомпании обязаны продавать на бирже 10% всего произведенного бензина и 5% дизельного топлива. Однако по итогам августа "Газпром нефть", "Лукойл", НК "Альянс" и некоторые другие компании не выполнили требований ведомств. "Здесь речь идет об очередном этапе ее развития, государство делает попытку сформировать рыночную цену, поработать с себестоимостью у розничных игроков и сформировать биржевой механизм не только на крупнооптовом рынке. Власти пытаются уйти от административных методов воздействия на цены. Это социальная роль биржы, к которой давно пытались подойти с разных сторон", — считает Александр Игнатюк, начальник аналитического управления ИГ "Энергокапитал". Эксперт также напоминает, что в зарубежной практике, к примеру, в США, государство обычно выступает крупным игроком рынка нефтепродуктов. Основной целью российского правительства, по его словам, является уход от формальных сделок с созвонами между чиновниками и покупателями для заключения сделки, которая должна проходить в условиях "живого" рынка. "Заявления правительства несколько запоздали — сейчас рынок уже успокоился. Основной ажиотаж был в июле и августе, а сейчас то, что куплено тогда, начинает поступать на нефтебазы и удовлетворять спрос. Конечные потребители в то же время сокращают закупки, мелкооптовые закупщики также следуют этой тенденции. В то же время на НПЗ заканчивается период ремонтов, и предложение будет увеличиваться. В таких обстоятельствах никаких топливных интервенций не потребуется", — уверен Артем Рахманкулов, аналитик КК "ОМТ-Консалт". Эксперт также добавил, что в резервах правительства, по его данным, наиболее дефицитных АИ92 и АИ95 как раз почти нет. Зато очень много АИ80 и дизеля, но "заливать" рынок этими продуктами, если в них нет особой нужды, нет смысла. Впрочем, меры государства еще могут быть отчасти оправданы тем, что Белоруссия недавно заявила об отмене поставок бензина и дизельного топлива в Россию. Отказ белорусской стороны от ввоза топлива в Россию объясняется существенным ухудшением отношений между Минском и Москвой после скандала с "Уралкалием". Однако, по словам эксперта, уход белорусских игроков, рушивших цены на топливо, с российского рынка будет ему только на пользу.
Комментарии
Конфереция