Работать в России становится дорогим удовольствием: очередной налог с большегрузов составит 3,5 рубля за км

Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому с 1 ноября 2014 года владельцы грузовиков с разрешенной массой выше 12 тонн должны будут платить за проезд по федеральным дорогам, пишет газета «Коммерсант». Тариф составит 3,5 руб. за 1 км. Таким образом, Росавтодор хочет возместить ущерб, который наносят тяжелые фуры автодорогам. Под действие постановления попадают, в том числе, перевозчики нефтепродуктов. Участники топливного рынка уверены, что для российского нефтебизнеса эти платежи составят дополнительные расходы, которые могут сказаться на стоимости нефтепродуктов.
Подписанное премьером постановление N504 разработано Росавтодором для возмещения ущерба, который наносят грузовые автомобили дорогам федерального значения. Согласно постановлению, плата за проезд по дорогам составит 3,5 руб. за 1 км — ее будут взимать с владельцев грузовиков максимальной массой более 12 тонн при проезде по федеральным дорогам общего пользования. От платы будут освобождены автобусы, спецгрузовики полиции, пожарной службы, скорой помощи и военных. Кроме того, за проезд не нужно будет платить при пользовании платными дорогами ГК «Автодор».
Система взимания платы будет работать следующим образом. В кабине каждой грузовой машины будет установлен специальный прибор c GPS/ГЛОНАСС-датчиком, по которому можно будет отслеживать путь большегруза. Устанавливать такие устройства будут бесплатно: по оценкам Росавтодора, понадобится около 2 млн приборов. Прежде чем начать пользоваться счетчиком, владельцу грузовика нужно будет зарегистрироваться в системе, получив расчетный счет, и положить туда деньги — они будут списываться по мере движения машин. Прибор будет передавать GPS-координаты через сотовую связь в центр обработки данных, где вычисляется траектория движения большегруза и сумма средств для списания. Для контроля на дорогах установят специальные камеры-сканеры, которые будут следить, оборудованы ли грузовики счетчиками и достаточно ли средств на счете. Для тех, кто не установит прибор, будет действовать штраф (поправки в КоАП уже внесены) от 5 тыс. до 1 млн руб.
Для внедрения новой схемы будет создана концессия с контрактом жизненного цикла: выигравшая конкурс компания вложит свои средства в разработку, введет систему в строй, раздаст водителям счетчики. Общая стоимость проекта составит около 25 млрд руб. (предполагается, что 14 млрд из этой суммы пойдет на бортовые приборы). Государство, в свою очередь, будет платить компании от 11 млрд руб. ежегодно до 2025 года за обслуживание системы.
Эксперты сомневаются в эффективности работы системы ГЛОНАСС. Так, глава межрегионального профсоюза водителей Александр Котов сообщил «Коммерсанту», что власти не смогут создать работоспособную систему к 2014 году. «На самом деле грузовиков с массой более 12 тонн гораздо больше 2 млн,— считает он.— В любом случае водители найдут огромное количество способов, чтобы обойти систему оплаты». Господин Котов привел в пример практику середины 90-х, когда крупные перевозчики пытались следить за водителями с помощью GPS-антенн на грузовиках: водители надевали на них цинковые ведра, делая грузовики невидимыми для спутников. «Необходимо создать условия, при которых водители понимают, за что они платят и куда эти деньги пойдут,— добавил господин Котов.— А когда у нас каждый день сообщают о чиновниках-дорожниках, которые крадут миллионы себе в карман, то платить совершенно не хочется».
Независимые эксперты в области строительства автомобильных дорог отмечают, что частный оператор, исходя из логики дорожников, которого они хотят найти в ближайшие месяцы, должен создать необходимую для сбора денег с дальнобойщиков инфраструктуру всего за год с небольшим. В рекордные сроки привлеченной организации предстоит инвестировать в проект минимум 21,2 миллиарда рублей. Он должен будет на личные средства поставить пункты контроля и построить центр обработки данных. Это тоже не каждому под силу. В Росавтодоре рассчитывают, что все деньги, собранные с владельцев грузовиков, будут направлены в дорожное строительство. Планируемые поступления в бюджеты всех уровней составят около 83 млрд руб. в 2015 году и 159 млрд руб. в 2024 году (в 2012 году на приведение дорог в нормативное состояние Росавтодор потратил около 300 млрд руб.). Помимо этого, по оценкам чиновников, около 33 млрд руб. в 2015-2031 годах составит экономический эффект от предотвращенных ДТП, которые происходят из-за плохого состояния дорог.
У наблюдателей возникает резонный вопрос: «А куда же девается транспортный налог, который и предназначен для оплаты ремонтов дорог?». На фоне частых сообщений СМИ о крупных, в том числе дорожных, казнокрадах создается ощущение, что новый налог призван «залатать дыры» в бюджете после «службы» свой стране таких горе-чиновников. «Это очередной вирус от власти в организм хозяйствующих субъектов, потолочное желание собрать деньги, а что с ними будет дальше – никто не знает, а субъекты опять должны приспосабливаться», - комментирует исполнительный директор «Союза автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада России» Ирина Метель. – Во-первых, владельцы большегрузного транспорта платят акциз на топливо, который идет, в том числе, и на ремонт дорог. Во-вторых, существует транспортный налог, который для большегрузов в разы больше. Вопросы: за что нужно платить еще, кто осваивает акцизы на топливо, почему введение нового налога на те же цели не отменяет транспортного налога? Власти не могут дать внятных ответов. К тому же, Россия единственная страна, у которой отсутствует паспорт дорог, поэтому, прежде чем проводить какие-либо расчеты по экономической эффективности нового налога, нужно определить какую нагрузку выдерживают дороги. Сделать это без паспорта дорог практически невозможно». Ирина Ивановна также высказала сомнение по функционалу системы ГЛОНАСС: «По этой системе никто не работает. Есть мировая практика использования тахографов, которые и предназначены для контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха водителей. А кто будет в режиме online отслеживать машину по ГЛОНАСС, и что будет делать с полученной информацией – остается загадкой».
Ирину Метель поддерживает руководитель Филиала АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) по Северо-Западному федеральному округу Александр Дацюк, добавляя, что как бы абсурдно это ни звучало, но новый налог является «платой за проезд по бесплатной дороге». «Логика данного постановления неясна. Если бы это была платная дорога, на которой можно было передвигаться с большей скоростью, тогда платеж был бы оправдан. Но должен быть выбор: альтернативой платной дороге должна быть бесплатная, - комментирует Александр Макарович. – За что мы платим? На ремонт дорог идет налог с лошадиной силы и акциз за топливо. Здесь налицо искусственный побор. К тому же с очень сложной системой сбора гигантского объема информации».
И бизнесмены, и сами чиновники отмечают, что в результате действия постановления вырастет нагрузка на бизнес, поднимутся цены на транспортные услуги, что приведет к удорожанию грузов и, в результате, скажется и на розничных ценах многих товаров. В отношении бензина эта вероятность наиболее высока. Ведь, в дополнение к новому налогу, нефтебизнес сегодня около 70% от цены литра бензина перечисляет в качестве государственных налоговых сборов и транспортных расходов. Напомним, что налоги для нефтяных компаний составляют: 26,4% - НДПИ, 15,4% - НДС, 11,9% - акциз, 5,3% - налог на прибыль, 16,8% - расходы на транспорт и маркетинг, 10,1% - прибыль нефтяных компаний, 6,6% - себестоимость добычи нефти, 6,2% - прибыль заправок. Все затраты, которые несут нефтяные компании, закладываются в литр бензина на АЗС. Кроме того, ежегодная инфляция, повышение тарифов естественных монополий также в результате ложится на плечи потребителя в виде увеличения цены за единицу товара.
Комментарии
Конфереция