Петербургские водители все чаще встречаются на дороге с эстонцами, латышами и литовцами

Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что на машинах с иностранными номерами, как правило, передвигаются не автотуристы, а соотечественники. Последние таким образом пытаются сэкономить на растаможке и транспортном налоге. Тем более, что способов легально или полулегально ездить на «иностранке» просто масса.
Читатели «Водителя Петербурга» сообщают в редакцию: в последнее время иностранные номера можно встретить даже на автомобилях высокого класса. К примеру, недавно на улицах «попался» «Порше» со шведскими номерами. Оказалось, его хозяин не гостит, а живет в Петербурге. Сейчас его судьбу выясняют сотрудники правоохранительных органов. Пока это, скорее, исключение из правил. В основном, иностранные номера оставляют на подержанных машинах, которые гонят из Прибалтики. Недорогой секонд-хенд в силу особенностей прибалтийского законодательства и вольного трактования отечественной буквы закона стали прекрасной альтернативой отечественному автопрому. Особой популярностью такие машины пользуются среди тех, кому в свое время удалось получить двойное гражданство.
Схема вывоза автомобиля выглядит очень просто. В частности, в Литве законы позволяют снять старый автомобиль с учета, не отдавая властям номерные знаки и документы. В эти документы предприимчивые люди вписывают человека, который получает «право» управлять машиной, и он же становится фактическим владельцем. Однако сделать это может только нерезидент или же подданный еще одного государства с двумя паспортами. Выходцы из стран бывшего СССР отлично подходят под этот критерий: у них и паспорт нужного цвета, и безвизовый въезд в страну.
После покупки новый владелец пересекает границу, оформляя временный ввоз и не платя таможенных сборов. Через некоторое время он должен выехать из России и вернуться обратно, чтобы пролонгировать легальные основания для беспошлинного нахождения авто в стране. При этом погранично-таможенные формальности может проходить только владелец или тот, кто указан в документах, никакие доверенности в данной ситуации не действуют.
Назвать этот рынок полностью белым или полностью черным специалисты, опрошенные «Водителем Петербурга», не берутся. Так как есть, несомненно, процент тех, кто соблюдает требования таможенного законодательства и вовремя выезжает из России на временно ввезенной машине.
Передоверить такую машину и на территории России по закону нельзя. За рулем должен быть тот, кто пересек границу. И именно в этом кроется та часть схемы, которая по сути выводит транспортное средство из легального оборота: машина по популярному сейчас пути продается по доверенности уже третьим лицам, которые при остановке сотрудниками ГИБДД предъявляют инспектору рукописную доверенность. Патрульный на дороге чаще всего не знает тонкостей таможенного законодательства, он только может оштрафовать водителя, если тот нарушил, а также сличить номера агрегатов в документах с фактическими. Оперативного доступа к базам таможни у него также нет, поэтому понять, есть ли просрочка по времени нахождения машины в России, невозможно, равно как и оценить подлинность таможенной декларации. Фотофиксация, кстати, иностранные номера тоже не распознает.
Исключение – совместные проверки, когда на дороге встают и полицейский, и сотрудник таможни. По данным «Водителя Петербурга», такие рейды проводились, и их результат таков: почти на трети машин с иностранными номерными знаками ездят незаконно. И за рулем часто оказывались совсем не те, кто ввозил машины в страну.
Положительные результаты по координации различных структур между собой есть, в частности при расследовании уголовных дел, рассказал «Водителю Петербурга» руководитель филиала НЦБ «Интерпола» Денис Раецкий: «Мы устанавливаем, насколько соответствуют зарегистрированным по учетам госномера и номера агрегатов того средства, которое остановлено или задержано». В частности, такой запрос делался в случае нападения на предпринимателя Марка Балазовского. Тогда очевидцы сообщили полиции, что предполагаемый киллер скрылся на машине как раз с литовскими номерами.
Сейчас правоохранители думают над решением проблемы. В частности, в недрах Главка есть мнение, что необходимо инициировать поправки в законодательство, которые бы позволили заявлять выявленные автомобили-нарушители режима в розыск, задерживать их, водителя отстранять до выяснения, а машину ставить на штрафстоянку. Другой логичный шаг – пойти по стопам ближайших северных соседей, финнов, которые активно высылают штрафы для россиян-нарушителей на границу и требуют оплаты при выезде. Не так давно действующая система фотофиксации нарушений и автоматической рассылки квитанций не заточена под иностранные машины, при этом ее вполне можно модернизировать и передавать таможне данные об автомобилях, к примеру, превысивших скорость, а на границе – поставить терминалы. Ксения Потеева
Комментарии
Конфереция