Бензину приказано не дорожать

Правительство решило продолжить сдерживание цен на топливном рынке. На этой неделе федеральные власти одобрили новые акцизы на бензин. Причем они будут значительно ниже, чем просил Минфин. «Красный Север» подсчитал, по каким ценам нам предлагает заправляться кабинет министров.
То, что ставки на топливо классов «Евро-4» и «Евро-5» будут повышены, знали все и довольно давно. Автомобилистам оставалось только ждать, какой вариант из предложенных разными министерствами и ведомствами поддержит правительство. Камнем преткновения явились дорожные фонды. Их наполняемость зависит от топливных акцизов и транспортного налога. Дыру в федеральном дорожном фонде «проел» отказ нашей страны от экологически устаревших типов топлива. Так, с этого года на территории страны прекращен оборот бензина класса «Евро-2», «Евро-3» уйдет из продажи в 2015 году, а «Евро-4» - в 2016-м. Чтобы не тянуть до последнего, правительство загодя простимулировало нефтяные компании к модернизации их технических мощностей, почти в два раза повысив акцизы на горючее «второго» и «третьего» класса и, наоборот, понизив - на акцизы «Евро-5». Тут же началась повальная реконструкция нефтеперерабатывающих заводов, которая приводила к возникновению дефицита топлива на рынке, а затем - к повышению цен на АЗС.
С каждым днем облагаемого более низкими налогами топлива на рынке становилось все больше, что в итоге привело к сокращению поступлений в дорожные фонды. Минфин оценил выпадающие доходы дорожных фондов в 2013 - 2015 годах в 110 миллиардов рублей.
- Выхода у правительства было два, - поясняет аналитик Центра изучения сырьевой конъюнктуры Павел Шадринцев. - Резко сократить объемы дорожного строительства и ремонтов, которые и так невелики, или же резко увеличить акцизы на бензин «Евро-4» и «Евро-5». Оба варианта были бы для правительства не очень желанными. Всю весну проходили консультации, проводились согласительные комиссии - власть решала, что ей все-таки делать.
- Сократить федеральный дорожный фонд означало бы, что регионы могут остаться без поддержки своих инфраструктурных инициатив, - говорит череповецкий экономист, представитель «Стабс-капитал» Дмитрий Ребров. - Второй вариант привел бы к существенному повышению цен на топливо. По оценкам моих коллег, занимающихся анализом ситуации в ТЭК, тот же 95-й, как мы привыкли его называть, стоил бы уже к осени 33-33,5 рубля за литр, а к концу года и вовсе 35 рублей. Такого резкого скачка цен правительство допустить не могло. Между тем Министерство финансов предлагало именно жесткий сценарий
- резкое повышение акцизов на топливо более экологичных классов. Минэнерго предлагал более мягкий вариант. Согласно ему, в следующие два года ставку акциза на «Евро-4» предлагается ежегодно дополнительно повышать на 500 рублей за тонну, ставку на «Евро-5» - на 700 руб¬лей за тонну. Кроме того, ставки акцизов на эти виды бензинов в 2013 - 2015 годах будут ежегодно индексироваться примерно на 6%.
Вот только проблему поступлений в дорожный фонд такие полумеры вряд ли решат. Выпадающие доходы на следующие три года могут составить порядка 70 миллиардов рублей. И цены на бензин повысятся (пусть и не так резко), и объемы дорожного строительства сократятся. Причем пострадают федеральные программы. Об этом уже заявили в Министерстве финансов.
- Это означает, что будут перераспределены пропорции между федеральным и региональными дорожными фондами, - рассказывает заместитель министра финансов Сергей Шаталов. - Сейчас в региональные фонды зачисляется около 70% поступлений от акциза на топливо. За счет этого будут сформированы территориальные фонды, а в федеральный придется искать дополнительные источники и таким образом компенсировать выпадающие доходы.
В общем, региональные фонды обещали не трогать, но вот что делать с «апгрейдом» колоссальной федеральной сети дорог, похоже, пока так и не придумали.
Ну а что будет с ценами на бензин после принятия новых акцизов? Специалисты уверены, что цены вырастут, но обвального роста удастся избежать. Большинство экспертов сходятся во мнении, что к концу года АИ-95 будет стоить 33 руб¬ля за литр. Менее оптимистично настроенные эксперты считают, что уже в 2015 году ценники на АЗС будут начинаться с 36-37 рублей за один литр горючего.
- Можно сколько угодно ругать за такие шаги правительство, но без них цены были бы еще выше, - уверен Дмитрий Ребров. - У нас топливные компании получают огромные субсидии, за счет чего и удается сдерживать рост цен. Если убрать государственное вмешательство в ТЭК, получим справедливую стоимость бензина на уровне 40-43 рублей уже сейчас. Так что госучастие для конечного потребителя - все-таки благо. Другое дело, что нужно что-то делать с развитием конкуренции, как в добыче, так и в переработке. Только это позволит сдерживать цены в долгосрочной перспективе.
Лидерами по субсидированию нефтяной отрасли являются власти Соединенных Штатов Америки. Так, американское правительство выделяет на субсидирование отрасли (и опосредованно на сдерживание цен для потребителей горючего) 505 миллиардов долларов в год. На втором месте - Китай. Власти Поднебесной тратят на нужды «нефтянки» 279 миллиардов. Российские энергетические субсидии, по данным МВФ, варьируются возле отметки в 116 миллиардов в американской валюте. Артем ПОМЯЛОВ
Комментарии
Конфереция