Насколько может подорожать бензин и дизельное топливо на заправках?

Александр Новак: Действительно, правительство поддержало компромиссное предложение минэнерго. Но я бы несколько сместил акцент. Вы знаете, что министерство финансов предлагало совершенно другие темпы роста акцизов. На Евро-5 еще примерно на две тысячи рублей с тонны по сравнению с теми, которые были утверждены. А на Евро-4 еще на 1300 рублей.
Мы, конечно же, считаем, что менять правила неверно. Акцизы были утверждены давно, на долгосрочную перспективу, для того чтобы создать стимул для перехода к производству более экологичных видов моторных топлив. По-хорошему правильнее было бы вообще ничего сейчас не менять в рамках акцизов. С такой идеологией мы и выходили на согласительное совещание. Тем не менее мы понимаем, почему минфин вышел с такими предложениями по изменению акцизной политики. Это связано с позитивными результатами политики по дифференциации акцизов и снижением объемов дорожного фонда.
И насколько хороши эти результаты?
Александр Новак: Приведу пример - акцизы на тонну топлива класса Евро-3 на 5 тысяч рублей выше, чем на Евро-5. Соответственно, выгоднее производить Евро-5, потому что фактически ценообразующим на рынке является Евро-3.
Поэтому предприятия, видя такую долгосрочную перспективу, более быстрыми темпами реконструировали свои нефтеперерабатывающие заводы, ввели соответствующие новые установки, где-то применили дополнительные присадки, которые позволили перейти с четвертого на пятый класс или с третьего на четвертый. То есть технологически это дополнительные затраты, но они позволяют в пределах разницы в акцизах окупать свои проекты. Были вложены инвестиции, которые позволили более быстрыми темпами перейти к выпуску высокоэкологичных классов.
Я назову вам еще шесть цифр, как изменились планы компаний по выпуску моторного топлива в связи с введением новых акцизов. Планировалось, что всего мы в 2013 году выпустим около 35 миллионов тонн. По Евро-5 ожидалось 5,6 миллиона тонн, а по факту будет где-то 16,5. По Евро-4 планировали 20 миллионов тонн, будет около 10 миллионов тонн. Евро-3 планировали где-то 10 миллионов тонн, будет выпущено около 8 миллионов тонн. То есть общий объем не изменился, но внутри произошло смещение на Евро-5 именно потому, что создали специальные мотивирующие условия. Это хорошо, потому что население будет дышать совершенно другим воздухом, в экологическом топливе гораздо меньше выбросов различных вредных веществ. Для этого и делали дифференциацию акцизов!
Но для дорог денег это не прибавило?
Александр Новак: Да, как я уже говорил, в результате дорожный фонд недополучает акцизов. Тем не менее общий бюджет не сильно страдает, потому что при изготовлении Евро-5 выпускаются другие фракции, в частности дизель, который идет на экспорт. В итоге получается, что при реализации на экспорт большего объема, чем раньше было запланировано, мы получаем экспортные пошлины. Но они не идут в дорожный фонд! Соответственно, общий объем поступлений в бюджет сохраняется, просто внутри идет перераспределение на экспортные пошлины с акцизов.
На этом совещании мы предложили вариант, который, на наш взгляд, и устроил бы отрасль, и частично наполнил дорожные фонды. Мы предложили ставки повышения акцизов, которые бы незначительно уменьшили эту разницу в размере 5 тысяч рублей между третьим и пятым классом: на Евро-4 добавить 500 рублей с тонны, а на Евро-5 - 700 рублей. Наш вариант был одобрен председателем правительства. И мы считаем, что это компромисс.
Пусть это и компромиссный, но все равно рост. Топливо же все равно подорожает?
Александр Новак: На наш взгляд, это не должно повлиять на цены, поскольку, как я уже сказал, ценообразующим является топливо класса Евро-3. На него акцизы не меняются. Кстати, мы ожидаем несколько меньший рост цен в этом году, чем я прогнозировал в феврале - марте, когда мы проводили совещание по подготовке к весенне-полевым работам.
Если помните, я говорил о росте 13 - 14 процентов. Он складывался из двух составляющих: это 7 процентов инфляции и примерно 6 - 7 процентов акцизы, повышение которых было ранее запланировано с 1 июля при формировании бюджета. Так вот, с 1 июля скорее всего влияние акцизов мы почувствуем, но инфляционный рост цен сейчас несколько ниже. Поэтому, возможно, мы получим рост чуть-чуть меньше, возможно 12 - 13 процентов, потому что за первые четыре месяца цены на бензин растут чуть ниже, чем инфляция. Но конец года может быть совсем другим, поэтому я здесь не могу прогнозировать.
Хотелось бы еще узнать о ценах на нефть. Нынешнее падение вы считаете долгосрочным трендом или каким-то событийным фактором?
Александр Новак: Я бы не сказал, что сейчас произошло какое-то падение.
Если смотреть с февраля, то произошло.
Александр Новак: Но если смотреть за последние дни, то цена на нефть повысилась. Она была чуть ниже ста долларов, теперь уже 104 доллара. Мне кажется, что идет нормальное, синусоидное колебание нефти. Она не может стоить все время одинаково. На это влияет очень много различных факторов. Поэтому, я считаю, колебания вокруг ста долларов, плюс-минус 10 процентов - это вполне нормально.
Здесь важно другое: при каких ценах на нефть мы формируем свой бюджет с тем, чтобы страховаться от рисков более волатильного колебания цен. На мой взгляд, цены должны быть в районе 100 долларов, может быть, чуть ниже, 90 долларов. И, соответственно, бюджеты нужно формировать исходя из этой цены. А все, что выше, это уже дополнительные доходы.
Полностью интервью министра энергетики Александра Новака читайте на сайте Российской газеты
Комментарии
Конфереция