Минфин в мае предложит повысить НДПИ и снизить экспортную пошлину на нефть

Минфин России к середине мая подготовит предложения по повышению НДПИ на нефть и одновременному снижению экспортной пошлины до 57-58% с 60% от цены на нефть. Данное изменение повлияет на расчет экспортных пошлин на нефтепродукты, которые определяются по формуле 60-66, сообщил министр финансов Антон Силуанов.
«Наши предложения по НДПИ на нефть идут со снижением экспортной пошлины на нефть. При экспорте это будет нулевая операция, а для внутреннего рынка это может быть небольшое увеличение», — отметил Силуанов. В свою очередь, глава профильного департамента Минфина Илья Трунин пояснил, что «делать это надо очень аккуратно, избегая резких движений, сокращать экспортную пошлину нужно не больше чем на 2-3% в год».
«Соответственно, поскольку база НДПИ значительно шире, чем база экспортной пошлины, так как экспортируется не вся добываемая в России нефть и нефтепродукты, то для компенсации выпадающих доходов НДПИ надо в процентном отношении повышать на меньшую сумму. Но надо решиться, чтобы начать этот процесс», — сказал Трунин, не уточнив, на сколько будет повышаться НДПИ, но отметив, что это будет рост на проценты, а не на десятые доли.
«Мы представляем, что начать это можно уже со следующего года — начать процесс снижения пошлины на нефть. Посмотреть на реакцию, сделать это темпами не больше 2-3 процентных пункта в год, т. е. если пошлина 60% от цены на нефть, то она может снизиться до 57-58%, но при этом повышая ставку НДПИ», — подчеркнул он, отметив что с такими темпами можно будет отказаться от экспортной пошлины через 30 лет.
Трунин пояснил, что пока это предложение не включено в «Основные направления налоговой политики на 2014-2016 гг.»: Минфин планирует представить свои предложения по НДПИ и экспортной пошлине к середине мая. По словам представителя Минфина, данные меры никак не связаны с наполнением дорожных фондов. Он отметил, что речь идет о повышении пошлины на мазут в 2014 г. до 70-71%. «На мазут идет сейчас обсуждение с Минэнерго того, насколько мы можем повысить акцизы на пятый класс. У нас есть понимание, что если мы возьмем все выдающие доходы в 2014-2015 гг. и поделим их на две части, то выпадающие доходы 2015 г. мы полностью можем компенсировать за счет акцизов, потому что там нет маневра в части мазута, там и так 100% на мазут стоит (в 2015 г. экспортная пошлина на мазут должна быть приравнена к экспортной пошлине на нефть). В 2014 г. мы можем половину выпадающих компенсировать за счет повышения акцизов, половину за счет экспортной пошлины на мазут», — подчеркнул он.
На прошлой неделе стало известно, что угроза повышения НДПИ может заставить нефтяников согласиться на ускоренную индексацию акцизов и пошлины на экспорт мазута. Как сообщал Силуанов, чтобы стимулировать производство более экологичного топлива стандартов «Евро-4» и «Евро-5», правительство повышает акцизы на них медленнее, чем на «Евро-2» и «Евро-3», но из-за этого дорожные фонды лишаются поступлений. Замминистра финансов Сергей Шаталов говорил, что 70% бензина и около 50% дизельного топлива на российском рынке — классов «Евро-4» и «Евро-5».
Минфин предлагал три источника покрытия дефицита: ускоренную индексацию акцизов на «Евро-4» и «Евро-5», повышение пошлины на экспорт мазута с 66 до 75-80% от нефтяной с 2014 г., а ставки НДПИ для нефти — на 5% в 2014-2016 гг. По словам Силуанова, акцизы не будут резко индексироваться, пошлина на мазут увеличится до 70% от нефтяной, а тогда и повышать НДПИ не придется. Министр финансов отмечал, что нефтяники высказались однозначно, что повышение НДПИ для них — самый негативный, самый неприятный выход из этой ситуации, поэтому они готовы обсуждать повышение и акцизов, и экспортной пошлины.
Комментарии
Конфереция