Конфликт Транснефти с группой "Сумма" может продолжиться

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) временно возглавил Юрий Матвиенко. Нового гендиректора компании, подконтрольной группе "Сумма" и "Транснефти", акционеры выберут 18 июня. При этом в топ-менеджмент порта уже введен представитель "Транснефти", а ее первый вице-президент возглавил совет директоров НМТП. И хотя "Сумма" и "Транснефть" объявили о разрешении конфликта в порту, независимые эксперты считают, что говорить о примирении рано. Косвенным подтверждением может служить поданный в марте иск структуры госкомпании почти на 400 млн руб. к входящему в группу НМТП Приморскому торговому порту (ПТП).
Вчера пресс-служба НМТП сообщила результаты заседания совета директоров, которое состоялось во вторник. На нем было принято решение приостановить полномочия гендиректора порта Радо Антоловича, в отношении которого возбуждено уголовное дело (см. "Ъ" от 20 марта, сейчас топ-менеджер находится за границей). Как и предполагал "Ъ", врио гендиректора утвержден исполнительный директор порта Юрий Матвиенко. На его бывшую должность назначен заместитель гендиректора "Транснефть-Сервиса" Игорь Терентьев. Совет директоров НМТП вместо Марата Шайдаева из группы "Сумма" возглавил первый вице-президент "Транснефти" Максим Гришанин.
На 18 июня назначено внеочередное собрание акционеров НМТП. На нем планируется переизбрать совет директоров (в том числе чтобы ввести в него новых представителей Минтранса и Росимущества), а также нового гендиректора. Таким образом, Радо Антолович может окончательно покинуть свой пост, хотя сам он утверждал, что отказывается от полномочий лишь временно. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, рассказал, что вопрос об отставке Радо Антоловича внес Марат Шайдаев. Решения принимались "консолидированно". Представитель Росимущества (20% акций НМТП) на заседание не явился.
Исходно инициатором кадровых перестановок в НМТП стала "Транснефть", в феврале заявившая об игнорировании ее интересов как акционера порта (госкомпания вместе с группой "Сумма" владеет 50,1% акций).
"Транснефть" хотела вместо представителей "Суммы" поставить своих людей на должности главы совета директоров НМТП и гендиректора. В итоге стороны объявили о компромиссе — пост главы совета директоров получила "Транснефть", а гендиректором должен был остаться Радо Антолович. Но после этого в отношении него возбудили дело.
Основным претендентом на пост гендиректора НМТП сейчас является Марат Шайдаев, говорят источники "Ъ". Покинув пост председателя совета директоров, он остается первым заместителем гендиректора. Вопрос в том, поддержит ли его кандидатуру "Транснефть". В госкомпании от комментариев отказались. Источник, близкий к "Транснефти", лишь уточнил, что она не планирует выдвигать на должность главы НМТП Сергея Киреева из "Транснефть-Сервиса", хотя в феврале предлагала его на замену Радо Антоловичу.
Дело в том, говорят источники "Ъ", что, несмотря на официальные заявления, до примирения между "Суммой" и "Транснефтью" далеко. Во-первых, остается открытым важный для "Транснефти" вопрос о развитии нефтерайона Шесхарис в порту. Стороны обещали до 15 марта согласовать новый план-график работ по Шесхарису, но этого не произошло. Кроме того, 12 марта Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял к производству иск ЗАО "Транснефть-Сервис" к ПТП (100% у НМТП) на 389,5 млн руб. Суть претензий не раскрывается. В "Транснефти" иск не комментируют, в НМТП лишь говорят, что речь идет "о споре хозяйствующих субъектов, который будет решен в судебном порядке".
Источники "Ъ" утверждают, что этим иском взаимные претензии сторон не ограничиваются. Четыре из шести причалов в Приморске принадлежат структурам "Транснефти". До последнего времени для ПТП плата за аренду двух причалов была, по сути, символической, но сейчас госкомпания хочет увеличить эту ставку в разы. В НМТП от комментариев отказались, в "Транснефти" подтвердили "Ъ", что стоимость аренды причалов индексирована, но "незначительно", опровергая возможность резкого роста ставок.
Директор по развитию PortNews Надежда Малышева считает, что конфликт между "Суммой" и "Транснефтью" продолжается, а иск "Транснефть-Сервиса" к ПТП — дополнительное тому подтверждение. "Возможно, это инструмент давления в переговорах по дальнейшему развитию порта",— поясняет эксперт. Елена Садовская из RMG согласна, что судебный конфликт "необычен", поскольку структура "Транснефти" взыскивает почти 400 млн руб. с НМТП, акционером которого является госкомпания, хотя еще недавно она высказывала недовольство финансовым состоянием НМТП, опасаясь дефолта по кредитам.
Комментарии
Конфереция