Глава ФАС Игорь Артемьев о госзакупках и ценах на бензин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает позволить нефтяным компаниям выбрасывать топливо из госрезерва на биржу. Зачем это нужно? И что будет с ценами на бензин в этом году?
Какие опасения есть у ФАС по поводу Федеральной контрактной системы? Зачем служба сравнивает цены на авиабилеты и лекарства и как оценивает свои шансы на попадание в топ-10 рейтинга мировой ассоциации антимонопольных органов? На эти и другие вопросы в интервью "РГ" ответил глава ведомства Игорь Артемьев.
Руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин в интервью "РГ" упомянул, что нужно принять несколько десятков подзаконных актов, чтобы Федеральная контрактная система с 1 января 2014 года заработала. Но пока нет ни одного. И это его беспокоит. А вас?
Игорь Артемьев: Я тоже этого боюсь. Проблема ведь не в том, чтобы просто выпустить нормативные акты до 1 января следующего года. Надо, чтобы все успели с ними ознакомиться и научиться работать по новым правилам.
Мне кажется, что в этом плане мы уже сейчас очень сильно отстаем. Зная, как машина неповоротлива, сколько требуется согласований, надеяться можно только на чудо администрирования в лице Андрея Рэмовича Белоусова (министра экономического развития. - Прим. ред), чье ведомство вместе с нами отвечает за Федеральную контрактную систему. Да и то, если законопроект будет принят до конца марта. Если позже, шансы успеть - минимальные.
Закон о Федеральной контрактной системе вводит целый ряд новых требований. Это касается планирования закупок, контроля качества продукции… Даже мы, знающие досконально 94-й закон о государственных закупках и знакомые с текстом законопроекта о ФКС, не во всем можем разобраться. Госзаказчикам на это тоже нужно время.
Вы говорили, что в этом году в поле зрения ФАС будут социальные рынки. О чем речь?
Игорь Артемьев: Например, о рынке лекарств. Мы договорились с Белоруссией и Казахстаном о мониторинге цен на жизненно важные медикаменты. Хотим посмотреть, почему одно и то же лекарство у нас стоит дороже, чем у соседей. Если выявим нарушения, будем применять санкции. Кроме того, под нашим контролем по-прежнему рынки хлеба, соли, сахара, цены на бензин.
Кстати, о бензине. Как вы оцениваете ситуацию на топливном рынке?
Игорь Артемьев: В целом она спокойная. Я бы только не хотел, чтобы мы увлекались повышением акцизов.
Это ведь основной фактор, который провоцирует рост стоимости топлива. Еще один - мировые цены на нефть. Но думаю, в этом году бензин без объективных причин резко дорожать не будет.
Нам удалось навести порядок на этом рынке, исключить любые поводы для спекуляций с ценами. Есть госрезерв нефтепродуктов - 1,2 миллиона тонн. Запускается биржевая торговля. Думаю, в этом году она уже будет такой, какой должна быть.
ФАС недавно предложила упростить "распечатку" топливного госрезерва, передав это решение с правительственного на уровень министра энергетики. Есть шанс, что инициативу одобрят?
Игорь Артемьев: Я рассчитываю, что по этому поводу мы найдем общий язык с министром энергетики. Кстати, у нас есть еще одно предложение, касающееся госрезерва. Нефтяники сейчас обязаны продавать на бирже 15 процентов нефтепродуктов, которые они производят. Если с выполнением этого требования возникают какие-то проблемы, чтобы не тормозить биржевую торговлю, мы предлагаем разрешить им выбрасывать на биржу часть хранящегося у них топлива из госрезерва. Все равно они обязаны регулярно освежать запасы.
Таким образом, у нас появится два инструмента регулирования. В одном случае благодаря госрезерву можно будет быстро ликвидировать дефицит топлива на рынке. В другом - за счет все того же госрезерва - решить проблему с поставками топлива на биржу.
Единственное, что останется сделать - принять поправки в закон "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ". Они уже два года лежат в правительстве. Законопроект был заблокирован Минэнерго, но сейчас усилиями нового министра его разблокировали и включили в план работы.
Когда документ может рассмотреть Госдума?
Игорь Артемьев: Пока не ясно. Минэнерго будет его дорабатывать.
Зачем?
Игорь Артемьев: У них был свой закон о нефти, но он умер. Теперь Минэнерго хочет взять оттуда ряд норм и добавить в наш законопроект. Думаю, это дело небыстрое. Будем рады, если хотя бы к концу года его вынесут на первое чтение в Госдуме.
Какова судьба второго законопроекта ФАС, который касается рыночного ценообразования?
Игорь Артемьев: Мы составили таблицу разногласий с Минэнерго и минэкономразвития и в ближайшее время направим законопроект в правительство.
Какие возникли разногласия?
Игорь Артемьев: Они связаны с регулированием отрасли. В частности, есть разногласия по ценовым индексам нефти и нефтепродуктов, а также по необходимости создания биржевого совета и стандартам раскрытия информации субъектами рынка.
"ТНК-ВР" в конце прошлого года, следуя требованиям ФАС, опубликовала свою методику определения оптовых цен на бензин. А что с остальными нефтяными компаниями?
Игорь Артемьев: "Роснефть" во время слияния акцептовала, то есть приняла практику "ТНК-ВР", и сейчас работает по этим правилам. Думаю, в 2013 году и остальные компании завершат эту работу. Только что мы согласовали очень хорошие правила "Газпром нефти".
Вообще, топливный рынок у нас передовой в этом плане. Теперь стоит задача распространить степень прозрачности на другие рынки: металлургический, фармацевтический и даже такой нестандартный, как рынок образовательных услуг.
Интервью полностью можно прочесть на сайте "РГ"
Комментарии
Конфереция