НПЗ начинает, но проигрывает…

Средний российский НПЗ из-за худших выходов и качества продуктов проигрывает в доходности среднему европейскому НПЗ. Директор Энергетического центра бизнес-школы «СКОЛКОВО» Григорий Выгон выступил на декабрьской конференции «Нефтепереработка в России и странах СНГ», прошедшей в Риме, с докладом по теме «Развитие нефтепереработки в России: влияние налогового и таможенного регулирования».
В своем выступлении Григорий Выгон отметил, что главными проблемами российских НПЗ являются отсталая конфигурация и плохая логистика. В настоящее время из-за худших выходов и качества продуктов средний российский НПЗ проигрывает в доходности среднему европейскому около 83 долл. за тонну перерабатываемой продукции. Более того, высокие транспортные затраты по доставке нефтепродуктов до основных экспортных рынков приводят к потере части маржи переработки российскими НПЗ. В результате экспорт нефтепродуктов обходится дороже, чем экспорт нефти, в среднем на 38 долл. за тонну.
В то же время субсидии по экспортным пошлинам на нефтепродукты относительно экспортных пошлин на нефть, действующие в настоящее время, более чем компенсируют российским НПЗ отставание в конфигурации и логистике. При действующей системе таможенных пошлин маржа российских заводов лучше европейских, и даже худшие НПЗ генерируют положительную чистую маржу. При этом первичная переработка нефти по-прежнему выгоднее ее экспорта. В результате компании принимают неоправданные решения относительно строительства новых простых НПЗ или дополнительных мощностей первичной переработки, тогда как инвестиции в углубляющие процессы идут медленно. Более того, сохранение более высокой пошлины на бензин стимулирует инвестиции в гидрокрекинговые установки, основным продуктом которых является дизтопливо, а его в стране и так избыток.
Система 60-66-90 неэффективна и должна быть изменена. Трансформацию этой системы нужно осуществлять путем сближения пошлин на нефть и нефтепродукты, отметил эксперт. Вместе с тем, модернизация НПЗ не является самоцелью. В принципе, любые изменения системы регулирования перерабатывающей отрасли должны быть в интересах всех игроков — потребителей нефтепродуктов, переработчиков и государства.
«Потребителям нужно качественное моторное топливо по приемлемым ценам и чистый воздух, заводам — приемлемый уровень маржи, а государству — увеличение доходов бюджета», — отметил Григорий Выгон. Если модернизация российских НПЗ произойдет в соответствии с планами компаний, то нефтеперерабатывающая отрасль сможет обеспечить внутренний рынок бензином и дизтопливом класса Евро-3 в 2013 г. и класса Евро-5 в 2016–2017 гг., а в 2020 г. уже может возникнуть существенный профицит автобензина, более 10 млн т.
«В связи с этим возникает вопрос о том, а нужно ли России столько бензина, такой высокий объем первичной переработки и такие жесткие требования к компаниям по модернизации», — подчеркнул директор.
Комментарии
Конфереция