Программа по добавлению в бензин биоэтанола в Украине провалилась

Украинцы до сих пор не заправляют свои авто бензином с биоэтанолом. Потому что программа по добавлению в топливо 5% спирта в Украине провалилась, так и не начавшись. Производить биоэтанол просто некому. В 2013 - по желанию, а со следующего года - обязательно украинские автомобилисты могут заправлять свои авто бензином с добавлением биоэтанола.
С января соответствующий закон вступил в силу. В течение двух лет доля спирта в топливе должно составить 5%, далее этот показатель будет увеличиваться до 7%. Провальная инициатива
Закон есть, но найти такое топливо на украинских АЗС невозможно. Операторы рынка жалуются, что им не хватает биоэтанола для выполнения прописанных норм.
По словам гендиректора консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна, в прошлом году украинские спиртовые заводы произвели около 60 тыс. тонн спирта, однако потребность рынка вчетверо, или даже пять раз больше. В Украинском клубе аграрного бизнеса подсчитали, чтобы обеспечить 5-процентный состав биоэтанола в бензине, Украине нужно 320 млн. литров спирта ежегодно. В таких объемах биоетенол в Украине не производят. Автомобильные коврики можно купить в интернет-магазине kovroline.com.ua.
Скрытые интересы? «Чиновники, которые писали соответствующую программу и закон, примитивно понимают весь механизм производства: смешивай и заливай. Но кто будет производить этот биоэтанол? Это технически невозможно - спритзаводы стоят, инфраструктуры для построения нет, контроля нет », - говорит Сергей Куюн. Он предполагает, что закон о добавлении в топливо биоэтанола пролоббировало госпредприятие «Укрспирт», чтобы получить государственные деньги для реанимации своих убыточных спиртовых заводов. По информации агентства «Украинские новости» в конце 2012 года «Укрспирт» просил у правительства 400 млн. гривен на переоборудование своих заводов для производства биоэтанола. А недавно министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк заявил, что 24 спиртовых предприятия все-таки будут перепрофилированы на выпуск биотоплива. Эксперты скептически оценивают планы правительства. «Я не думаю, что к 2014 году все заработает, ведь на это нужны миллиардные инвестиции», - скептически оценивает планы правительства гендиректор консалтинговой компании «А-95». Директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа убежден, что восстановление 5-7 спиртзаводов могло бы удовлетворить потребности рынка, ведь производство биоэтанола требует существенного финансирования из госбюджета, который и так «трещит».
Сырье есть, но… Аналитики удивляются, почему все это правительство делает постфактум, когда программа уже должна работать и показать, есть ли в Украине спрос на бензин с биоэтанолом и в каких объемах его необходимо производить. Ведь через месяц-два начнется посевная, и аграрии должны знать, будет ли в следующем маркетинговом году спрос на кукурузу и сахарную свеклу, из которых производят биоэтанол, и сколько площадей им засевать под эти культуры с учетом обязательной нормы о наличии биоэтанола в бензине.
«Украина производит около 20 млн. тонн кукурузы. Внутреннее потребление составляет 6-7 млн. тонн. Все остальное идет на экспорт. Ресурс, в принципе, есть», - подчеркнул Владимир Лапа. Однако ответа на вопрос, будет аграриям выгодно вместо экспорта продавать выращенную сырье на внутреннем рынке для производства биоэтанола, пока нет, поскольку ситуация с обязательным ведением 5-процентного состава спирта в бензине неясна.
Спирт только добровольно Против этой инициативы правительства выступают автомобилисты. Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров намерена подготовить обращение в Верховную Раду, чтобы отменить эту норму, либо сделать ее необязательной.
«У нас должно быть право выбора, какой бензин заливать. Это спирт. Он размывает бензиновые примеси, которые затем оседают на карбюраторе и машина выходит из строя. Использование бензина с биоэтанолом должно быть добровольным», - отмечает директор Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. По его словам, автомобилисты опасаются, что из-за отсутствия надлежащего контроля за топливом с биоэтанолом, АЗС могут смешивать компоненты в любых пропорциях, что негативно повлияет на состояние машины.
«В ЕС срок службы авто примерно 6-7 лет, у нас все 18 лет. Представляете, что будет с машиной, если залить туда такую неконтролируемую смесь», - говорит Олег Назаренко.
Эксперты отмечают, что строительство инфраструктуры для смешивания бензина со спиртом, а также создание дополнительного органа по контролю качества такого бензина существенно отразится на цене бензина в Украине. Операторы рынка не собираются за это платить, поэтому переведут дополнительные расходы на плечи потребителей. Андрей Гришковец
Комментарии
Конфереция