Научный взгляд на проблему незаконных врезок

Решение проблем обеспечения безопасности и защиты системы магистральных нефтепроводов, а также любых иных объектов, входящих в систему топливно-энергетического комплекса, имеет первостепенное значение. Криминальные врезки в нефтепроводы и хищения нефти стали постоянным источником дохода не только криминальных группировок, но и коррумпированного руководства ряда регионов.
Благодаря эффективной работе службы безопасности ОАО «АК «Транснефть» снизилось количество врезок в нефтепроводы, значительное количество лиц было задержано с поличным в момент совершения преступления, но мало кто из задержанных понес заслуженное наказание, большинство получили условные сроки. Преступные элементы совершенствуют свою криминальную деятельность, привлекают новейшие виды техники, специалистов, в том числе из правоохранительных органов, что существенно затрудняет выявление, раскрытие и расследование преступлений.
Анализ ситуации позволяет сделать вывод о формировании системы криминального оборота нефти и нефтепродуктов. В стране и за ее пределами существует спрос на нефть и нефтепродукты, что создает устойчивый и надежный рынок для сбыта похищенной нефти и продуктов ее переработки. Хищение нефти из магистральных нефтепроводов - это всего лишь первый элемент данной системы. Похищенная нефть поступает на мини НПЗ, а иногда и на крупные НПЗ, где перерабатывается, а затем поступает в систему сбыта, на легальные или нелегальные АЗС. Бензин и дизельное топливо, производимые мини НПЗ, отличаются низким качеством, что приводит к повреждению двигателей и вызывает недовольство автовладельцев, многие из которых даже не догадываются о том, что заправились криминальным топливом.
Криминальная система оборота нефтепродуктов представляет колоссальную угрозу национального масштаба не только как деструктивный элемент экономики, но, в первую очередь, как потенциальный источник экологической катастрофы. Экологическую угрозу представляют не только врезки в нефтепроводы и отводы, часть которых цинично прокладывается по руслам рек, но и сами «самовары», с примитивным технологическим процессом и отсутствием средств экологической безопасности и предотвращения загрязнения среды, а произведенное ими топливо не отвечает экологическим стандартам. Значительная криминальная прибыль создает финансовую базу для совершенствования криминальной деятельности, подкупа сотрудников правоохранительных и надзорных органов, а также для финансирования антиправительственных организаций. Поскольку хищение нефти является необходимым элементом системы криминального оборота, любые меры по совершенствованию защиты магистральных нефтепроводов будут давать только временный результат. Решение данной проблемы возможно только при создании системы комплексной защиты, направленной на нейтрализацию всех элементов системы криминального оборота. Формирование системы комплексной защиты магистральных нефтепроводов требует проведения серьезных научных исследований в различных отраслях знания для создания условий для эффективного взаимодействия всех заинтересованных участников (транспортная компания, правоохранительные органы, органы экологического контроля, общественность), разработки мер, направленных на нейтрализацию негативных процессов внутри самой системы, а также внешнего противодействия.
На основе научных исследований необходимо построить модель подобной системы комплексной защиты, на основе данной модели определить оптимальное решение по каждому из следующих проблемных блоков:
1. Сформировать систему комплексной защиты объектов ТЭК. Поскольку с криминальными проблемами сталкиваются не только ОАО «АК «Транснефть», но и иные предприятия, действующие в сфере топливно-энергетического комплекса.
2. Правовой блок. Необходимо изучить и проанализировать всю существующую в настоящее время правовую базу, регламентирующую деятельность в сфере транспортировки, хранения, переработки и сбыта нефтепродуктов. Определить системные пробелы, позволяющие существовать системе криминального оборота нефтепродуктов, разработать предложения по совершенствованию законодательной базы в этом направлении. Сформировать нормы, предусматривающие ответственность за нелегальный оборот нефти и нефтепродуктов. Сформировать систему норм, регламентирующих деятельность всех элементов системы комплексной защиты объектов ТЭК. В том числе создать законодательно закрепленные условия для эффективного взаимодействия компаний с правоохранительными органами.
3. Правоохранительный блок. Необходимо провести комплексное исследование и сформировать:
a. меры, направленные на эффективное взаимодействие правоохранительных органов со службами безопасности компаний, не только на этапе выявления преступлений и задержания подозреваемых, но и на всех последующих этапах включая судебное заседание, с активным участием представителя компании (как представителя потерпевшего) в формировании доказательственной базы по уголовному делу.
b. методику выявления и расследования преступлений данного вида, с разработкой детальных рекомендаций, в том числе учитывающих потенциальную опасность и сложность объекта преступного посягательства.
c. методику противодействия криминальному нефтебизнесу.
d. экспертные методики, направленные на идентификационное и диагностическое исследование следов орудий, инструментов и иного специального оборудования, используемого при изготовлении врезок, а равно лиц, совершающих данные преступления.
e. специальные учебные центры (полигоны), учебные программы и организации специального обучения сотрудников СБ и правоохранительных органов.
4. Технический блок. При разработке и внедрении технических средств защиты объектов ТЭК необходимо предусмотреть в качестве обязательного требования качественное фиксирование и документирование фактов криминальных действий, и характеристик лиц, их совершающих.
5. Технологический блок. Необходимо совместить систему комплексной защиты с технологическим процессом и существующим системами технологической защиты производственных объектов и магистральных нефтепроводов.
6. Экологический блок. Необходимо совместить элементы системы комплексной защиты с уже существующими системами экологической защиты.
7. Антитеррористический блок. Необходимо совместить элементы системы комплексной защиты с уже существующими системами антитеррористической защиты.
Можно полагать, что только создание системы комплексной защиты объектов ТЭК с одновременным формированием условий для ликвидации системы криминального оборота нефти и нефтепродуктов, позволит кардинально изменить ситуацию в сфере защиты магистральных нефтепроводов.
Андрей Шапошников - доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета, кандидат юридических наук Источник: портал «Транспорт нефти»
Комментарии
Конфереция