Минфин предложил с 2014 года взимать транспортный налог, привязав его ставку к объему двигателя

Минфин предложил с 2014 года взимать с автовладельцев транспортный налог, привязав его ставку не к мощности, а к объему двигателя. Эта идея, по мнению ведомства, заставит быстрее избавляться от старых машин, преобладающих в российском автопарке. Однако инициатива ведомства расходится с предложением президента Владимира Путина — вообще отменить налог, уже давно вызывающий раздражение автовладельцев, увеличив при этом акцизы на топливо. "Мы обсуждаем с Минтрансом возможность корректировки транспортного налога, изменив базу налогообложения,— заявил вчера заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.— Сейчас он определяется, исходя из мощности двигателя, а мы договорились переходить к объему двигателя". По его словам, новую схему предполагается ввести с 2014 года, но налоговые ставки еще не определены. "Взимание налога, исходя из объема двигателя, будет способствовать модернизации парка автотранспорта,— пояснил господин Шаталов.— Потому что "кубики" в этом плане более прогрессивны. Старые автомобили с большим объемом двигателей имеют меньшую мощность, чем современные автомобили с меньшим объемом двигателя". Действительно, Audi 100 1993 года с двигателем 2,8 л имеет мощность 174 л. с., в то время как 1,8-литровый мотор современной Audi A4 выдает 170 л. с. благодаря турбонаддуву. У самых продаваемых в РФ иномарок объем двигателя варьируется от 1,4 до 2 л. По словам господина Шаталова, "детали еще не обсуждались": не исключено, что на размер налога впоследствии будут влиять и экологические характеристики автомобиля. Напомним, что транспортный налог поставлен в зависимость от мощности двигателя еще с советских времен (см. справку). Современным Налоговым кодексом установлены лишь базовые ставки, региональные власти могут десятикратно менять их в сторону увеличения или уменьшения. Поступления идут в региональные бюджеты: в 2010 году по стране сборы составили 75,2 млрд руб., в 2011 году — 83,2 млрд руб. Немногие регионы решились снизить транспортный налог — большинство его, наоборот, повышают. В Москве транспортный налог повышается примерно раз в три-четыре года. При этом каждый раз это сопровождается массовым возмущением водителей, которые выходят на митинги: автомобилисты не понимают, на какие цели уходят деньги и почему нужно платить крупные суммы, если автомобиль долгое время не используется. Акции протеста прокатились и по регионам: в феврале 2010 года в Калининграде прошел десятитысячный митинг за отставку губернатора Георгия Бооса, поводом для которого стали намерения местных властей серьезно повысить транспортный налог. Федерация автовладельцев России планирует провести очередную акцию протеста против повышения налога в Москве в 2013 году (ставки вырастут на 5-7 руб. с лошадиной силы). Одновременно с этим правительство еще с 2010 года приступило к разработке схемы, при которой налог может быть отменен и компенсирован акцизами на топливо — об этом говорил еще Сергей Иванов в статусе вице-премьера, а затем и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Дело в том, что 72% акциза на топливо идет в региональные бюджеты, поэтому повышение этого налога могло бы компенсировать регионам отсутствие налога транспортного (прогноз поступлений в регионы в 2013 году составляет 216 млрд руб.). Эта инициатива обсуждалась в Госдуме, однако так и не была реализована. При этом цены на бензин систематически росли, поскольку акцизы увеличиваются ежегодно. Так, к примеру, с 1 июля ставки акциза на бензин класса 3, а также на "внеклассовый" бензин были увеличены на 6,5% и 6,8% соответственно, на бензин класса 4 — сохранены на прежнем уровне.
Комментарии
Конфереция