Переход на новые стандарты топлива может быть опять отложен

Благая идея перевести отечественный автотранспорт на экологичное топливо может быть опять забыта. Как заявил на днях глава Минприроды Сергей Донской, серьезно скорректировать планы по переходу России на стандарты Евро-3 может неготовность Минсельхоза использовать технику на более качественном топливе. Между тем противятся переходу не только аграрии, но и руководство крупнейших нефтяных компаний, которые не заинтересованы расходовать деньги на модернизацию собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). «Есть серьезный риск, что в ближайшее время мы не сможем перейти на бензин марки Евро-3, – заявил Донской в минувший вторник на расширенном заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. – Хотя сроки ввода постоянно откладываются и мы против переноса, но проблема упирается в Минсельхоз, который не готов к эксплуатации техники на бензине этой марки». Между тем у противников идеи переноса срока есть свои аргументы. В частности, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не видит оснований для переноса сроков введения техрегламента о запрете топлива стандарта Евро-2 с 1 января 2013 года. Об этом еще в конце августа текущего года заявил замруководителя ведомства Анатолий Голомолзин. По его словам, нефтяные компании должны обеспечить выпуск высококачественного топлива, которое будет соответствовать следующему стандарту, Евро-3, в рамках своих инвестиционных программ. Для этого необходимо провести модернизацию ряда НПЗ. По словам чиновника, население «должно жить в экологически чистой атмосфере», в то время как выбросы автомобилей являются основным источником загрязнения окружающей среды в крупных городах. Впрочем, крупные российские нефтяные компании просят правительство перенести сроки модернизации НПЗ. Свои подписи под соответствующим обращением летом поставили руководители 16 крупнейших нефтекомпаний страны, в том числе «Роснефти», ТНК-ВР, «Газпром нефти», «Газпрома» и ЛУКОЙЛа. Напомним, что стандарт Евро-2 был принят в Евросоюзе в 1995 году, а в России – в 2005-м. При этом продажи бензина марки Аи-95 Евро-2 в России запрещены с 1 января 2011 года, однако его разрешили продавать до конца текущего года. Более того, по текущим планам правительства предполагается, что с начала 2015 года Россия откажется уже и от Евро-3 в пользу Евро-4. Если, конечно, в эти планы не будут введены новые коррективы. Вероятность переноса срока отказа от бензинов Евро-2 еще на полгода-год довольно велика, считает аналитик агентства «Инвесткафе» Юлия Войтович. И то, что аграрии еще не готовы к эксплуатации техники на топливе Евро-3, становится дополнительной тому причиной. «Другая причина – неготовность многих российских компаний. Так, «Сургутнефтегаз» и «Роснефть» уже обращались к правительству с просьбой о переносе сроков, – напоминает она. – Дело в том, что сроки модернизации, установленные правительством, требуют от вертикально интегрированных компаний (ВИНК) значительных инвестиций за короткий промежуток времени, что может существенно уменьшить их денежные потоки и будет негативно воспринято рынком в плане оценки их деятельности. Потому, полагаю, правительство должно пойти навстречу нефтяным компаниям в вопросе переноса сроков». Дополнительной причиной, по ее словам, является вероятность возникновения дефицита топлива на российском рынке в 2013 году, который, по подсчетам Минэнерго, может составить около 800 тыс. тонн. «Из-за возникшего дефицита России придется импортировать более качественный бензин. Вероятнее всего – из Белоруссии, что для российской стороны нежелательно ввиду возможных высоких цен на топливо, а также конфликта с Минском относительно невыполнения обязательств по поставкам белорусских нефтепродуктов в обмен на российскую нефть», – говорит Войтович. В свою очередь, руководитель проекта компании «Солид – Товарные рынки» Михаил Турукалов считает отсрочку перехода на Евро-3 оправданным шагом, если основной задачей правительства является недопущение дефицита автомобильного бензина и резкого роста цен на него в следующем году. «Однако возможны и компромиссные варианты, когда для крупных городов будут действовать более жесткие экологические требования к топливам (Евро-3 и Евро-4), а для небольших городов и сельской местности – менее жесткие (Евро-2), – полагает он. – Сельское хозяйство все еще остается крупным потребителем низкооктанового бензина. Кроме того, сельхозпроизводители обычно заинтересованы в поставках самого дешевого дизельного топлива. Многие сельхозпроизводители эксплуатируют технику, рассчитанную на топливо Евро-2 и ниже, поэтому вопросы экологических характеристик топлива для таких хозяйств скорее стоят отнюдь не на первом месте». Более критичной, по его словам, для сельхозпроизводителей является цена топлива. В этой связи Минсельхоз, вероятно, видит риски увеличения топливных издержек для сельхозпроизводителей из-за обязательного перехода на Евро-3 и стремится действовать в интересах курируемой отрасли. «Не могу говорить за всех потребителей, но основная масса автомобилистов и компаний обычно не заинтересованы в росте расходов на топливо, – говорит Турукалов. – С этой точки зрения отсрочка перехода на Евро-3 им только на руку».
Комментарии
Конфереция