Система «60-66» не приносит ожидаемых результатов: выпуск темных нефтепродуктов в России растет

Согласно данным ИАЦ «Кортес», с января по сентябрь текущего года российские нефтеперерабатывающие заводы нарастили выпуск мазута на 1,46 млн т, до 43,5 млн т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см. таблицу). Больше стали производить и экспортировать это топливо «Сургутнефтегаз», ТАНЕКО. Не снизили объемы выпуска мазута также «Башнефть», «Газпром», Орский НПЗ, «Славнефть», Афипский НПЗ. Источник в одном из профильных ведомств говорит, что к этому времени ожидалось снижение производства мазута на 15 млн т, в том числе за счет закрытия «самоваров» (мини-НПЗ). Он напоминает, что ряд нефтяных компаний, в том числе «Сургутнефтегаз», срывает сроки выполнения программ модернизации НПЗ и перехода на более высокое качество топлива. Получить комментарий у представителей «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» в пятницу не удалось. В ЛУКОЙЛе отметили, что к 2020 году компания планирует перевести заводы на «безмазутное» производство. В «Башнефти» пояснили, что увеличение выпуска мазута связано с ремонтом одной из установок замедленного коксования, а рост экспорта мазута, который пришелся на второй и третий кварталы, носит сезонный характер. Предполагается, что по итогам 2012 года превышение прошлогодних показателей производства и экспорта мазута будет минимальным. В перспективе «Башнефть» планирует сократить производство мазута до минимума. «Стратегия «Газпром нефти» до 2020 года предполагает повышение глубины переработки нефти и снижение производства мазута, что соответствует тенденциям спроса на него на внутреннем рынке», — отметили в компании. Остальные нефтяные компании комментировать свои планы по выпуску мазута не стали. Правительство должно подвести итоги действия системы «60—66» в первом квартале 2013 года. Замминистра энергетики Павел Федоров сказал, что относительно высокие поставки на экспорт темных нефтепродуктов — это арифметический результат как высокой цены нефти, так и запуска двух новых больших заводов в 2012 году, с общей мощностью первичной переработки более 11 млн т. «Трудно было бы ожидать, что экспорт темных нефтепродуктов прекратится 2 октября 2011 года, сразу же после введения «60—66». Мы к этому идем, сделаны первые важные шаги, комплекс эффектов для отрасли безусловно положительный. Более того, в целом, если отвлечься от тактических комментариев, высокая цена нефти на продолжительном отрезке времени должна дать нам дополнительный комфорт, что мы движемся в правильном направлении, стимулируя инвестиции в нефтедобычу», — отметил он. Ранее глава Минэнерго Александр Новак заявил, что система принесла положительные результаты: объем инвестиций в нефтепереработку увеличился по сравнению с прошлым годом на 25%, объем инвестиций в добывающую нефтяную отрасль вырос на 13,6%. У Минфина другие аргументы: с мо­мента введения «60—66» потери бюджета составили 1,6 млрд долл., сообщил в октябре замминистра финансов Сергей Шаталов. Рост производства мазута беспокоит Минэкономразвития. Министер­ство еще в марте предложило повысить пошлину на мазут до 90% от пошлины на нефть, так как, по мнению ведомства, при высоких ценах на нефть для некоторых нефтепродуктов, в частности мазута, система прекращает работать. Сейчас эта идея активно не обсуждается, но ведомство от нее не отказалось. Директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков считает, что надо или мириться с такой ситуацией по мазуту до 2015 года, когда планировалось сравнять пошлины на нефть и мазут, или форсировать процесс. Для его ускорения нет лучшего повода, чем ревизия действующей системы «60—66—90», например введение 100‑процентной экспортной пошлины на мазут. Максимум, на что может пойти государство, — это увеличить пошлину на мазут, соглашается аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Но существенное изменение параметров системы «60—66», по его мнению, вряд ли произойдет. С 1 октября 2011 года была введена система «60—66», направленная на стимулирование добычи нефти и увеличение глубины ее переработки. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, а с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные виды топлива будут повышены до уровня пошлины на нефть. До сих пор действует заградительная пошлина на экспорт бензина — 90% от пошлины на нефть (введена в мае 2011 года).
Комментарии
Конфереция