Некачественные нефтепродукты на автозаправках Уральского федерального округа по-прежнему не редкость

10 октября 2012 года в пресс-центре ИТАР-ТАСС-Урал состоялась пресс-конференция на тему: «Махинации с бензином: как на АЗС обманывают автовладельцев?»
Автомобилисты жалуются в Росстандарт: в ряде случаев при приобретении высококачественного бензина автомобили заправляют на АЗС топливом гораздо более низкого качества. Такие махинации приводят к выходу из строя автомобиля и многотысячным расходам на ремонт со стороны автовладельца. 

Светлана Михеева, руководитель Уральского территориального управления Росстандарта России: Мы проверяем качество бензина достаточно давно; регламент, который действует в России с 2008 года, закрепил за Росстандартом обязанность проверки качества нефтепродуктов. Сравнивая 9 месяцев 2012 года с аналогичным периодом прошлого года, могу сказать, что количество проверок с отрицательным результатом остается на одном уровне – 20-30 процентов.

Остановимся на качестве дизельного топлива – продукта, который стал достаточно популярным, потому что экологический класс у него довольно высок. Здесь нарушения связаны с повышенным содержанием серы, что отрицательно сказывается на качестве работы двигателя. Можно привести несколько примеров, когда уже прошел суд и предприятия оплатили штрафы: ООО «Гавр» (Тюменская область), ООО «КМК-комплекс» (Курганская область). Мы с проверками вышли на предприятие, которое выпускает дизельное топливо, - «Варьеган-нефть» (поселок Радужный ХМАО). Нам удалось выявить, что уже на стадии производства дизельное топливо в два раза превышает нормы, заложенные в техническом регламенте: содержание серы должно составлять 500 миллиграмм на килограмм, а в выпускаемом топливе этот показатель составляет от 1046 до 1191 миллиграмм. По решению суда предприятию был выписан штраф в 100 тысяч рублей. Теперь это предприятие разрабатывает программу мероприятий, старается наладить качественное производство. В Свердловской области «первым» по количеству нарушений оказался ИП Пырин (село Невьянское Алапаевского района), где проблема возникла с температурой вспышки в ДТ, с отсутствием на ТРК пломб метрологической поверки, что говорит о том, что учет количества отпущенного бензина и ДТ не контролируется.

О бензине. Мы столкнулись с проблемами качества бензина во всех субъектах УрФО. Один из последних примеров – АЗС №13 в городе Магнитогорск. У меня есть паспорт этой автозаправочной станции, выданный одним из предприятий, которое производит бензин. В этом документе сказано, что автомобильный бензин имеет марку «Премиум 95» и экологический класс 2. По мимо технического регламента есть два основных стандарта, по которым производится бензин в России, один из которых имеет аббревиатуру ЕН – «европейская норма». В соответствии с этими стандартами бензин класса 95 и 98 не может иметь экологический класс ниже третьего. Во втором классе метанол не нормируется, но, начиная с третьего класса, метанола не должно быть вообще. В техническом регламенте есть ссылка, что топливо 2 экологического класса может распространяться в России до 31 декабря 2012 года. При этом стандарты не допускают второй класс. Предприятие, которое производит бензин, ссылается на техрегламент и свой, разработанный стандарт организации и успевает в оставшееся до 31 декабря время реализовывать продукцию, мягко говоря, не соответствующую, в том числе и европейским нормам. Наказать такое предприятие мы не можем, но автомобиль «встал» и теперь требует ремонта.

До 31 декабря 2012 года, когда вступит в силу новая норма, осталось не так много времени. Поэтому хотелось бы предупредить автовладельцев: когда вы приезжаете на АЗС, обязательно уточняйте, какой экологический класс бензина вам предлагают. Вообще, эта информация должна быть вывешена на информационном стенде, на топливно-раздаточной колонке (ТРК), в чеке. Если вы заправились, и машина «встала», но в чеке не указан экологический класс, доказать, что вам залили некачественный (несоответствующего класса) бензин, будет практически невозможно. 
В Свердловской области есть предприятия, которые, видимо ждали проверку и до прихода государственных инспекторов информацию не размещали, например, ООО «УралОил» (город Екатеринбург). Этому предприятия выданы всевозможные предписания, в том числе, предписания разработки программы мероприятий по предотвращению вреда потребителю. Предприятие приняло соответствующие меры, и сейчас и в чеках, и на ТРК указывается необходимая информация. Другой аналогичный пример – ООО «Вертикаль» (город Ирбит).

Теперь – о введении нового технологического регламента, который вступает в силу 31 декабря 2012 года. Что нового нас ждет, и к чему нужно быть готовыми? Первое – обозначение продукта, который мы покупаем на заправочной станции. На чеке, на информационном стенде, на ТРК мы должны видеть следующие обозначения: первая группа – АИ (автомобильный бензин), вторая группа – октановое число, например, 95, третья группа – большая буква К и цифра 3, 4 или 5 (экологический класс). Тоже самое касается и дизельного топлива: первая группа – ДТ (дизельное топливо), вторая группа – большая буква Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое) или Е (межсезонное), третья группа – большая буква К и указание экологического класса.

В новом техническом регламенте Таможенного союза есть статья «Защитная оговорка». В этой статье сказано, что выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина и дизельного топлива экологического класса 2 на единой территории Таможенного союза с 31 декабря 2012 года запрещается. На территории Казахстана эта «Защитная оговорка» будет действовать с 1 января 2014 года. Это, скорее всего, приведет к тому, что весь наш бензин второго класса поедет в республику Казахстан. Есть и другая оговорка: если бензин был выпущен до 31 декабря, и есть документ, подтверждающий соответствие требованиям национального техрегламента, то продукция может находиться в обороте в течение трех лет. Но, учитывая оборотность АЗС, вряд ли такая продукция будет распространяться в течение данного периода – скорее всего, она будет использоваться для нужд предприятий.

Третье новшество – вся продукция подлежит декларированию. Сейчас при производстве продукции на нефтеперерабатывающих заводах предусмотрена декларация, при хранение на нефтебазах – сертификация. 


Можно ли обобщить, как обманывают автолюбителей? 

Светлана Михеева: Этот обман кроется в профессиональных показателях: наличие метанола, повышенное содержание серы, температура вспышки в закрытом тигле, которые простой человек поймет только после поломки машины и специализированной экспертизы. Поэтому нужно обращать внимание на экологический класс.

Как делаю я – приезжаю на АЗС, ставлю машину, захожу и прошу показать чек или смотрю на ТРК и информационный стенд, чтобы увидеть класс бензина, и только после этого принимаю решение о том, заправлять здесь машину или нет. 


Значит, заправляться нужно только топливом третьего класса? 

Светлана Михеева: Это – личный выбор каждого. Если вас предупредили, что в наличии есть только летнее дизельное топливо, а на улице минус 30, то вы можете залить и такое топливо – это ваше право. Другое дело, какие будут последствия. 


Если человек не проверил, указан ли класс, и в чеке нет такой информации, а машина встала – что делать? 

Светлана Михеева: Нужно обратиться в Уральское территориальное отделение Росстандарта. Мы свяжемся с владельцами АЗС, посмотрим все документы. Мы оказываем помощь автовладельцам, хотя нас и не так много по численности – 9 государственных инспекторов на всю Свердловскую область. 


Были ли случаи реального наказания реализаторов некачественного бензина? Возбуждались ли уголовные дела, например? 

Светлана Михеева: Про уголовные дела сказать ничего не могу, но информацию мы направляем в правоохранительные органы. Могу отметить, что возросли штрафные санкции: от 20 до 50 тысяч на должностное лицо, от 100 до 300 тысяч на юридическое лицо. По Уральскому федеральному округу за 9 месяцев 2012 года сумма штрафов составила более 500 тысяч рублей. 


Есть ли статистика, на каких АЗС чаще происходит продажа некачественного бензина – крупных АЗС нефтяных компаний или независимых станция? 

Светлана Михеева: Конечно, на независимых станциях. Сказать, что не нужно заправляться на трассах, я не могу, но именно на таких заправках, расположенных между крупными городами, между населенными пунктами, часто продается некачественное топливо. 


Насколько готовы нефтеперерабатывающие заводы к изменениям, которые произойдут с 31 декабря? 

Светлана Михеева: По заданию Правительства мы ежемесячно контролируем НПЗ. Таких предприятий на территории УрФО всего несколько: в Тюмени, в Сургуте, ХМАО. Все они в основном выпускают топливо второго класса. Видимо, эта проблема будет решаться за счет партнера по Таможенному союзу – Казахстана. Конечно, возможны и другие варианты, например, если Правительство решит, что срок вступления в силу ограничения по второму экологическому классу нужно отложить. 


Какие еще махинации используют на АЗС? 

Светлана Михеева: Например, тот же ИП Пырин не опломбировал 9 ТРК, за что заплатил штраф в размере 20 тысяч рублей. Вероятно, что на этой АЗС недоливали бензин, хотя возможны и другие варианты. 


Что выигрывают те, кто вводит в заблуждение потребителей? 

Светлана Михеева: Для производства бензинов повышенного экологического класса необходимо усовершенствовать производство, а 2 класс освоен предприятиями давно. Себестоимость такого нефтепродукта, безусловно, выше. В итоге, «заливая» бензин с более низким экологическим классом проигрывает только потребитель. 


Что будет, если на АЗС укажут заведомо ложную информацию об экологическом классе топлива? 

Светлана Михеева: Существует два вида надзора: надзор инструментальный, когда мы проводим исследования, и надзор документальный. Мы можем проследить, какой паспорт и от кого получен, пройти всю цепочку поставок. И вряд ли, если имеется паспорт на третий класс, на АЗС будет указываться четвертый – все это очень быстро выявляется. 


Сколько проверок за год удается провести? 

Светлана Михеева: В Свердловской области за 9 месяцев 2012 года было проведено 38 проверок.
Комментарии
Конфереция