Модернизация НПЗ откладывается: ВИНКи не уложились в сроки из-за недопонимания поставленных задач

Российские нефтяники срывают сроки модернизации НПЗ: в ближайшие два года в строй планировалось ввести около 45 обновленных установок по переработке топлива, однако запуск как минимум 31 производства откладывается. Модернизация НПЗ понадобилась заводам для выполнения государственных условий по производству экологичного топлива.

Действующий технический регламент предусматривает запрет на продажу бензинов и дизельного топлива класса "Евро-2" с 2013 года, "Евро-3" — с 2015 года, "Евро-4" — с 2016 года. Ранее запрет на реализацию "Евро-2" переносился трижды: последний раз — весной 2011 года, в разгар бензинового кризиса.

В том же году нефтяные компании заключили с ФАС, Минэнерго, Ростехнадзором и Росстандартом соглашения о модернизации НПЗ. В соглашениях, в частности, для каждой компании закреплены график и минимальные объемы выпуска топлива определенного класса; в случае нарушения этого графика компаниям могут грозить оборотные штрафы.

Ринувшись обновлять производства в последний момент, нефтяники просто перегрузили заказами профильные заводы, считают эксперты. Однако изначально причина срыва сроков модернизации НПЗ в непонимании бизнесменами поставленных властями условий игры, считает ведущий аналитик "Газпромбанка" Александр Назаров.

"Пример ЛУКОЙЛа, "Башнефти" показывает, что сроки абсолютно реальны. ЛУКОЙЛ имеет свою собственную розничную сеть, продает уже топливо только стандарта "Евро-5". Другое дело то, что не у всех компаний может быть такая обширная премиальная сеть, не все компании видели выгоду в том, чтобы продавать за те же деньги более высококачественное, более дорогое в производстве топливо. Тут вопрос еще более государства, потому что за последние годы политика нефтепереработки постоянно меняется. Просто нефтяники не делали настолько больших вложений, насколько это требовалось для того, чтобы закончить работу в срок", — пояснил Назаров.

Перейти на новые стандарты топлива сейчас не готово большинство участников рынка. При таких условиях, правительство вновь может продлить жизнь топлива "Евро-2", уверен аналитик ИФД "Капитал" Виталий Крюков.

"На внутреннем рынке в любом случае какого-то избытка предложения топлива нет. Поэтому, учитывая то, что многие НПЗ все-таки не успевают перейти полностью на "Евро-3". Я не исключаю того, что могут быть вновь введены сроки после того, как государство осознает, что на внутреннем рынке формируется вновь дефицит топлива, который, если не сопоставим с уровнем 2011 года, то, по крайней мере, приближается к этому", — уверен Крюков.

Комментарии
Конфереция