Увеличение объемов торгов на топливных биржах может быть вызвано сезонными факторами

Увеличение объемов торгов на топливных биржах может быть вызвано сезонными факторами или интересом к этому рынку со стороны Федеральной антимонопольной службы, полагают эксперты. Пока не ясно, станет ли это тенденцией или игроки вновь уйдут с рынка, но однозначно – удешевления бензина ждать не стоит, уверены специалисты.

По данным ИАЦ "Кортес", в последние две недели сентября объем торгов топливом на биржах Москвы и Санкт-Петербурга вырос. Если с 17 по 21 сентября продажи нефтепродуктов выросли на 6,4%, то в конце месяца объем торгов бензином Аи-95 увеличился в 2,4 раза, Аи-92 в 5,6 раза. Большую часть топлива поставили "Сургутнефтегаз", "Газпромнефть" и "Форте инвест", за неделю до этого фактически не участвовавшие в торгах, отмечают в "Кортесе".

По мнению опрошенных агентством "Прайм" экспертов, причин увеличения объемов торгов несколько. Аналитик Номос-банка Денис Борисов считает, что свою роль сыграл фактор сезонности. "Самые активные торги обычно ведутся в конце месяца, это касается всего спотового рынка внутри РФ. К этому моменту становятся известны экспортные пошлины, поэтому сделки становятся интенсивнее", - сказал он.

Кроме того, лето на биржах было вялым, поэтому мог сыграть роль и фактор отложенного спроса, добавил эксперт.

Директор по маркетингу и развитию "Кортес" Павел Строков отмечает, что подобные периоды роста объема предложения типичны для периода конец-начало месяца. "Речь идет о так называемом периоде контрактования, связанном с поставками нефти – именно в этот период заключается больше всего сделок между покупателем и продавцом", - отметил он.

По его словам, нельзя сбрасывать со счетов и повышенное внимание Федеральной антимонопольной службы к топливному рынку. ФАС в последней декаде сентября сообщила, что проводит проверку информации о снижении объемов реализации нефтепродуктов на биржах вертикально-интегрированными нефтяными компаниями.

ЦЕНЫ ПОКА РАСТУТ

При этом цены на бензин в конце сентября продолжали рост, происходящий последние шесть недель, свидетельствуют данные Росстата. С 17 по 23 сентября цена Аи-92 повысилась до 27,35 рубля за литр с 27,17 рубля. Стоимость бензина марки Аи-95 и выше за отчетный период выросла до 29,73 рубля с 29,54 рублей за литр. Средняя цена на дизельное топливо повысилась до 28,61 рубля с 28,47 рубля за литр.

Более свежих данных по ценам на топливо статистическое ведомство пока не обнародовало. Но, по мнению Строкова, однозначно, что колебания объема предложения на биржах влияют на цену.

"Когда рынок "подсушивается" - цена уходит вверх, теперь, когда объемы увеличились, она вновь снижается", - констатировал он. Однако эти колебания незначительны и пока не позволяют говорить о тенденции – ясности прибавится лишь по итогам этой недели, полагает представитель ИАЦ "Кортес".

ДЕШЕВЛЕ УЖЕ НЕ БУДЕТ

В целом же октябрь - последний в году месяц активности на потребительском рынке топлива, далее спрос начнет затухать, отмечает Борисов из Номос-банка. "Поэтому в октябре вероятен плавный рост цен, ближе к концу года они могут колебаться в ту или другую сторону, но незначительно", - предположил он. По оценке эксперта, на цены может влиять и налоговый фактор, в частности, еще не отыграно повышение акцизов с января и июня этого года.

С другой стороны, в октябре экспортные пошлины на нефть выросли, что снизило привлекательность экспорта для производителей. Есть шанс, что больше топлива направится на внутренний рынок, напомнил он.

Влияет на цены и временное закрытие нефтеперерабатывающих заводов, как это было в случае с переходом на стандарт Евро-2. В частности, Московский НПЗ с 21 сентября остановил часть установок на плановый ремонт. "Однако в последнее время Минэнерго старается выработать равномерные графики ремонта НПЗ, чтобы, в одном районе завод закрывался, а соседнем работал", - отметил Борисов. Поэтому он не ожидает существенного влияния этого фактора в настоящее время.

С учетом всех этих обстоятельств эксперт ожидает к концу 2012 года повышения цен на топливо в среднем на 3% от текущих уровней, разумеется, если не будет существенного движения на мировом нефтяном рынке. Ждать удешевления бензина оснований нет, уверен Борисов. Это было возможно в июне, когда цены на нефть просели, однако тот фактор уже давно отыгран.

Строков из ИАЦ "Кортес" тоже уверен, что удешевления не будет однозначно – ни один фактор из тех, что влияют на рынок, не располагает к этому. "Даже если случится невероятное и нефть упадет в цене, в силу особенностей российского рынка снижение стоимости топлива будет минимальным", - сказал он.

Если же этого не произойдет, то подорожание весьма вероятно. Каким оно будет – зависит сейчас в большей степени от действий властей, нежели от самого рынка, сейчас изрядно разбалансированного, резюмирует эксперт.

Комментарии
Конфереция