Ставки акцизов на топливо 4-го и 5-го классов предлагается проиндексировать в начале 2013 года на 6%

Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект о дополнительной индексации акцизов на бензин и дизтопливо на 2013-2014гг. по сравнению со шкалой, предусмотренной в настоящее время в Налоговом кодексе РФ. С одной стороны, грядущие изменения могут негативно отразиться на деятельности российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые ожидали более низких налоговых ставок, полагают аналитики. С другой стороны, в целом государство не отказалось от планируемой дифференциации ставок, которые делают более выгодным для нефтяников производство топлива высокого качества. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, по сравнению с размерами ставок акцизов, утвержденными Налоговым кодексом на 2013-2014гг., ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов предлагается проиндексировать в I полугодии 2013г. в среднем на 6%. Ранее планировалось, что они вырастут с 1 января 2013г. Таким образом, ставки бензина класса "Евро-4" с 1 июля 2013г. по сравнению с показателями на 1 января 2013г. должны вырасти на 4,6%, "Евро-5" - на 11,8%, на дизтопливо "Евро-4" они станут выше на 3,4%, "Евро-5" - на 3,8%. Как подсчитали в Газпромбанке, ставки на топливо "Евро-5" в 2013г. должны подняться в среднем на 6% по сравнению со ставками, уже заложенными в Налоговом кодексе, а на "Евро-4" - в среднем на 2%. Как отмечают аналитики "ВТБ Капитала", принимаемые меры уменьшают мотивацию российских нефтяных компаний в области переработки. Эксперты полагают, что для российских нефтяных компаний ранее обещанные дифференцированные ставки акцизов на нефтепродукты были единственным стимулом вкладывать средства в повышение качества топлива. Если новые акцизы будут приняты, суммарный эффект от повышения ставок выразится в снижении EBITDA за 2013г. в целом по отрасли примерно на 160 млн долл. В целом, отмечают эксперты, такая инициатива представляется алогичной, поскольку, с одной стороны, правительство стимулирует поддержание и рост нефтедобычи, а с другой - лишает производителей повода повышать качество нефтепродуктов, который само же и дало. "Тем самым подрывается доверие представителей сектора к обещаниям правительства и тем изменениям, которые уже были внесены в порядок регулирования отрасли", - полагают аналитики. При этом эксперты Газпромбанка настроены более оптимистично. По их мнению, внесенный законопроект приводит к относительно небольшим изменениям ставок акцизов и сохранению дифференциации ставок в зависимости от класса топлива. Это дает возможность частично переложить эффект от роста ставок на потребителей - в результате существенного риска для нефтяных компаний нет, полагают эксперты. При этом они отмечают, что при работе над бюджетом на 2013-2015гг. существовали варианты индексации акцизов на бензин и дизтопливо существенно более высокими темпами при резком снижении дифференциации ставок в зависимости от класса топлива за счет опережающего роста акцизов на топливо стандарта "Евро-5". В частности, отмечают эксперты НОМОС-банка, подобные варианты предлагало Министерство транспорта. Однако правительство предпочло вариант Министерства финансов, внеся в него некоторые коррективы. Как отмечают эксперты НОМОС-банка, важным для стимулирования модернизации НПЗ является сохранение дифференцированного подхода к взиманию акцизов в зависимости от классов моторных топлив. Аналитики считают, что новость может оказать умеренно позитивное влияние на бумаги ЛУКОЙЛа (компания провела модернизацию своих заводов для улучшения экологических характеристик выпускаемых нефтепродуктов) и ОАО "Газпром нефть" (среди крупных ВИНК обладает наивысшим соотношением переработки к добыче). Напомним, что дифференциация акцизов на бензин, что снижает налогообложение более дорогого топлива и повышает - более дешевого, должна стимулировать нефтяные компании к выпуску более качественного бензина и дизеля и модернизации НПЗ.
Комментарии
Конфереция