В России может начаться топливный "голод"

Российские власти собираются повысить ставки акцизов на бензин. С середины следующего года они вырастут в среднем на 6%. Речь идет о топливе классов Евро-4 и Евро-5. Масштабный дефицит топлива в России в ближайшие месяцы маловероятен, но в ряде регионов возможен, считают в Минэнерго. Причина – в плановых ремонтах на нескольких НПЗ, в том числе в Москве. Как результат, в октябре-ноябре запасы бензина заметно снизятся. С нового года страна должна отказаться от топлива стандартом ниже Евро-3. Не за горами и более высокие стандарты. Но пока не все заводы укладываются в график модернизации. Сейчас глубина переработки на НПЗ составляет 69%. Для сравнения, в США – 95%, в Европе – от 85 до 93%. АРКАДИЙ ДВОРКОВИЧ,ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ: Компании говорят, что нет стимулов осуществлять глубокую переработку в тех объемах, в каких говорилось, так как действует запретительная ставка 90% при поставках нефтепродуктов на мировой рынок. Сейчас это еще не страшно, но в 2015 г. это будет проблема.


С нового года топливо стандартом ниже Евро-3 останется в прошлом. Однако не все нефтеперерабатывающие заводы укладываются в график модернизации. Таким образом, в стране может начаться дефицит бензина, что обязательно скажется на его стоимости. Несмотря на технологическую отсталость и удаленность большинства российских НПЗ от рынков сбыта, их рентабельность, по оценкам Минэнерго, втрое выше, чем в среднем по Европе. Сейчас отечественный рынок топлива находится в состоянии хрупкого равновесия спроса и предложения, но его может нарушить растущее вслед за автопарком потребление. Только за последние 10 лет объемы нефтепереработки выросли в стране в полтора раза. Если в ближайшее время не будут запущены новые мощности, дефицит может стать долгосрочным явлением. Уже сейчас загрузка мощностей на российских НПЗ достигла 92%. В мире – 82%. ДМИТРИЙ ЛУКАШОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО НЕФТИ И ГАЗУ ВТБ "КАПИТАЛ" Расценки на российских заправках и так ползут вверх. Только с начала сентября литр 92-го бензина подорожал на 30 копеек. Виной всему – рост нефтяных цен и повышение акцизов на топливо стандартом ниже Евро-4. Если же возникнет дефицит топлива, его придется покрывать за счет дорогого импорта. Это сильно ударит по карману автовладельцев. Единственный выход избежать этого – увеличить выпуск топлива более высоких стандартов. Это требует проведения модернизации НПЗ, а значит – масштабных инвестиций. Большая их часть придется на 2014-15 гг. В итоге глубина переработки нефти в стране вырастет не менее чем до 85%, рассчитывает правительство.
Комментарии
Конфереция