Жесткая позиция РФ по техрегламентам на автобензины подстрахует Беларусь от рисков на рынках Украины и ЕС

Беларусь может воспользоваться жесткой позицией РФ по срокам введения техрегламента о запрете топлива стандарта Евро-2 с 1 января 2013 года для наращивания экспорта нефтепродуктов в Россию, считают представители нефтеперерабатывающей отрасли республики. В РФ с 1 января 2013 года планируется запретить использование автомобильного топлива стандарта Евро-2. "Белорусский бензин и дизтопливо могут стать серьезным подспорьем для российского рынка нефтепродуктов, поскольку российские НПЗ в вопросах модернизации не успевают за планами правительства по срокам полного перехода на топливо стандарта Евро-3", - заявил агентству "Интерфакс-Запад" представитель одного из нефтеперерабатывающих заводов республики.

На сегодняшний день Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и правительство РФ не видят оснований для переноса этого срока.

При этом правительство РФ обязало сырьевые компании в полном объеме обеспечить присутствие на внутреннем рынке топлива необходимых экологических стандартов.

Между тем, как свидетельствуют данные российского "ЦДУ ТЭК", сегодня большинство нефтяных компаний России не укладываются в сроки модернизации своих НПЗ.

Однако, российские НК в рамках договоров, подписанных с российскими контролирующими органами, обязаны до 2015 года модернизировать свои НПЗ и наладить производство достаточных для внутреннего рынка объемов моторного топлива требуемых экологических характеристик. С 2015 года НК должны начать поставки такого топлива на российский рынок.

Чтобы стимулировать сырьевые компании заниматься обновлением НПЗ, правительство РФ в середине 2011 года приняло схему расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, известную как "схема 60/66/90". "Справедливо, что теперь власти ожидают от этой схемы отдачи. А поскольку рынок действительно нуждается в качественных нефтепродуктах, то сдвигать сроки ужесточения экологических стандартов на топливо в России никто не будет", - заметил эксперт.

Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович предложил российским нефтекомпаниям, которые не успеют модернизировать свои НПЗ, закупать нефтепродукты в Беларуси.

"Позиция Минэнерго, насколько я знаю, такова, что пусть закупают у Беларуси нефтепродукты и везут на внутренний рынок то, что не смогли сами произвести. Срок выполнения технических регламентов переносить не будем", - сказал А.Дворкович.

Фактически, таким образом он ответил на обращение 16 крупных российских НК к правительству с просьбой перенести сроки модернизации НПЗ. В числе компаний, подписавших это обращение,- "Роснефть", ТНК-ВР, "Газпром нефть" и "ЛУКОЙЛ". Все они занимаются давальческой переработкой нефти на белорусских НПЗ.

Россию ждет топливный голод?

Как отмечают российские эксперты, в стране потребление бензина растет в среднем на 1 млн тонн в год. В то же время НПЗ Pоссии, затянувшие сроки модернизации, могут не справиться со своевременным снабжением рынка нефтепродуктами. "По самым скромным оценкам, в 2013 году российский рынок может недополучить около 1,5 млн тонн автомобильного топлива", - полагают эксперты.

Они не исключают, что напряженность на российском топливном рынке может возникнуть уже в IV квартале текущего года, что связано с одновременным ремонтом целого ряда российских НПЗ.

Это может вызвать, по мнению экспертов, рост цен на топливном рынке на 10-15% до конца года, при том, что на сегодняшний день цены колеблются в диапазоне $0,95-$1,05 за 1 литр. Это значительно дороже стоимости топлива на внутреннем рынке Беларуси.

Кнут и пряник для российских давальцев

"Если говорить об экспорте белорусских нефтепродуктов в Россию, то здесь речь может идти только о том, чтобы российские давальцы забирали те объемы нефтепродуктов, которые произведены из давальческого сырья. Но сегодня российские НК не очень в этом заинтересованы, для них это менее прибыльно", - пояснил ситуацию участник белорусского рынка нефтепереработки.

Он отметил, что на сегодняшний день на условиях процессинга на белорусских НПЗ перерабатывается примерно до 50% сырья, что является оптимальной схемой загрузки заводов. "Повышать объемы процессинга, чтобы давальцы имели возможность поставок топлива в РФ, не теряя при этом экспортных объемов, для Беларуси нецелесообразно", - подчеркнул собеседник агентства.

По его мнению, решением этой проблемы может стать принятие российскими властями принципиально новых схем поставки топлива из Беларуси на российский рынок.

"Но мне кажется, что экономические механизмы здесь едва ли будут задействованы, ведь власти РФ уже и так создали режим максимального благоприятствования экспорту-импорту нефти и нефтепродуктов в рамках Таможенного союза", - полагает источник.

Он считает, что, "скорей всего, будут применяться жесткие административные меры", которые могут заключаться в установлении для давальцев обязательной нормы по возврату в РФ части нефтепродуктов, произведенных в Беларуси из давальческого сырья.

"Однако не следует забывать и о том, что в Беларуси работает электронная площадка Белорусского нефтяного торгового дома, на которой любой покупатель может свободно контрактовать нужные ему объемы белорусского топлива. Это могут делать и российские покупатели", - напомнил собеседник агентства.

Не слишком выгодно, зато надежно

Между тем, как отмечают белорусские нефтепереработчики, экспорт нефтепродуктов в Россию по эффективности продаж менее выгоден, нежели экспорт в страны Евросоюза. "Если говорить об экспорте в страны СНГ, то по эффективности здесь лидирует Украина: среднеконтрактные цены за полугодие составили более $920 за тонну против около $830 по дальнему зарубежью", - заметил представитель одного из белорусских НПЗ.

Однако, напомнил эксперт, на сегодняшний день Беларусь, являющаяся монополистом по импорту топлива на украинском рынке, стоит фактически перед введением заградительных мер со стороны официального Киева. Кроме того, проблема с беспошлинными поставками в Украину биодизельного топлива, а также дизтоплива с улучшенными характеристиками "может обеспокоить и Москву, в в дополнение к уже имеющемуся "растворительному" скандалу", отметил источник.

"Украинский рынок сейчас под большим вопросом. Есть определенные опасения и по рынку Евросоюза, которые связаны с санкционными ожиданиями", - сказал источник.

В данной связи он считает, что экспорт топлива в РФ может "не полностью, но в значительной степени" компенсировать эти потери.

Справка.

По данным Белстата, в январе-июле 2012 года Беларусь экспортировала 11,5 млн тонн нефтепродуктов, что на 34,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. В том числе в страны СНГ было поставлено 2,9 млн тонн нефтепродуктов, что в 1,82 раза больше по сравнению с 7 месяцами прошлого года.

Практически весь объем поставок в страны СНГ пришелся на Украину, незначительные поставки осуществлялись также в Молдавию.

Экспорт нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья вырос на 24,1% до 8,6 млн тонн. Среднеконтрактные экспортные цены на нефтепродукты за 7 месяцев выросли на 3,8% и составили $839 за тонну.

Как сообщалось, согласно внесенным осенью прошлого года изменениям в действующий в Таможенном союзе техрегламент, оборот бензинов и дизельного топлива класса "Евро-2" будет разрешен в России до 31 декабря 2012 года, класса "Евро-3" - до 31 декабря 2014 года, класса "Евро-4" - до 31 декабря 2015 года.

Требования к РФ, а также требования к Беларуси и Казахстану прописаны в техрегламенте Таможенного союза по автомобильному топливу, который вступит в действие с 31 декабря 2012 года. Для партнеров России по ТС предусмотрены другие сроки перехода на более качественное топливо.

Комментарии
Конфереция