Исследование: в Уфе провели лабораторный анализ качества бензина Аи-95 с 20 АЗС

Уфимские автовладельцы рискуют нарваться на некачественный бензин на каждой пятой заправке. Такие результаты показала потребительская экспертиза, проведенная городским сайтом Ufa1.ru и компанией «Светоком». В июле, августе и начале сентября брали пробы АИ-95 с двадцати АЗС, расположенных на территории Уфы и республики, и отправляли их на экспертизу в Испытательную лабораторию Магнитогорского государственного технического университета имени Г. Носова. Почему именно туда? Все просто: местные лаборатории, как правило, имеют отношение к нефтяным компаниям, а нам хотелось получить максимально независимую оценку.

Список АЗС составлялся в основном случайным образом, а также с учетом пожеланий читателей сайта Ufa1.ru. АЗС по Башкирии выбирались с учетом близости к основным федеральным трассам, проходящим по территории республики. Стоит отметить, что несколько автозаправок пришлось вычеркнуть из-за отсутствия на них необходимого нам сорта топлива. В то же время мы взяли образцы с нескольких АЗС, работающих под одними и теми же брендами, чтобы получить в итоге более объективную картину состояния топливного рынка. Полный список АЗС, на которых мы побывали, выглядит следующим образом:

  • «Башнефть», АЗС №225, с. Жилино;
  • «Башнефть», АЗС №140, трасса М-5, д. Ауструм;
  • «Башкирнефтепродукт», АЗС №237, трасса Уфа–Шакша, после Максимовского поворота;
  • «Башкирнефтепродукт», АЗС №24, г. Благовещенск, поворот на Ильину Поляну;
  • «Лукойл», г. Уфа, ул. С. Перовской, 30;
  • «Лукойл» (бывший «Арт-Ойл»), трасса Уфа–Аэропорт;
  • «Лукойл», трасса М-5, 1350 км (граница Туймазинского района);
  • «Лукойл», трасса М-5, с. Алаторка;
  • «Лукойл», трасса М-5, поворот на Туймазы;
  • Salavat, АЗС №62, г. Стерлитамак, ул. Ленина, 2;
  • Salavat, АЗС №80, г. Салават, Южный въезд;
  • Salavat, АЗС №76, трасса Р-314, с. Зирган;
  • «КПД», г. Уфа, ул. Трамвайная, 9/1 (ост. «Агидель»);
  • «КПД», ул. Сельская Богородская, 57 (на территории оптовой базы);
  • «КПД», трасса М-5, поворот на Шакшу;
  • «УНП», АЗС №12, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, 15 (ост. «Дом печати»);
  • «Татнефть», трасса М-5, 1483 км (д. Русский Юрмаш);
  • «Оптан», трасса М-5, с. Кандры;
  • «Роснефтепродукт», трасса М-5, 1310 км;
  • «Транс-Интер», трасса М-5, с. Уптино.

Что и как проверялось?

На каждой АЗС мы приобретали по три литра топлива (на большинстве заправок это минимальное количество, которое можно купить). Бензин заливался в предварительно промытую алюминиевую канистру и после разливался по стеклянным бутылкам. В присутствии свидетелей бутылки закупоривались и опечатывались пронумерованными пломбами, после чего небольшими партиями по 6-8 проб отправлялись в Магнитогорск.

В лабораторию поступали анонимные пробы, иначе говоря, эксперты не знали о том, в какой из бутылок находится бензин с той или иной АЗС. В ходе экспертизы лаборатория сравнивала характеристики присланных нами образцов с нормами ГОСТ 51866-2002 и технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Важно отметить, что в настоящее время в стране действует несколько стандартов на АИ-95. В первую очередь, документы предусматривают разделение бензина на экологические классы, более известные под маркировками «Евро». Так, сегодня в России разрешается продавать бензин классом не ниже, чем Евро-3, однако ряд сетей АЗС в этом году начали продавать уже Евро-5. Разницу в стандартах вы можете увидеть в таблице.

Норма по ГОСТ 51866*

Концентрация серы, мг/кг

Объемная доля ароматических углеводородов, %

Объемная доля монометилаланина, %

Евро-3

Не более 150

Не более 42,0

Не более 1,0

Евро-4

Не более 50

Не более 35,0

Не более 1,0

Евро-5

Не более 10

Не более 35,0

Отсутствие

Соответственно, все образцы сравнивались к нормами для «своих» классов – экологический тип бензина, как правило, указывается на паспортах качества и в кассовых чеках. Поэтому сразу хочется отметить, что производителям топлива класса Евро-3, в общем-то, незачем стремиться к показателю в 10 миллиграммов серы на килограмм бензина: ГОСТ и техрегламент допускают содержание этого вещества в куда больших количествах. При подведении итогов данный момент был учтен.

Лаборатория оценивала качество топлива по нескольким параметрам. В первую очередь, это октановое число бензина по исследовательскому и моторному методам. Также проверялись концентрация свинца, серы, железа и марганца; массовая доля кислорода; объемная доля олефиновых и ароматических углеводородов; объемная доля бензола, монометилаланина и оксигенатов. Наконец, последним тестом стало измерение давления насыщенных паров. Чтобы результаты исследований были более понятны неспециалистам в топливной сфере, вкратце расскажем, для чего нужны те или иные параметры и чем опасно их превышение.

Бензин под микроскопом

Октановое число, которое указывается в названии бензина, определяет склонность топлива к детонации, то есть к слишком быстрому сгоранию в цилиндрах. Как правило, чем выше степень сжатия мотора, тем выше должно быть октановое число бензина. Несоответствие этого параметра стандарту (то есть, если ОЧ окажется заметно ниже указанного в документах), может привести к снижению мощности мотора, повышению расхода топлива, а в худшем случае – к поломке двигателя.

Отметим, что в четырех образцах из двадцати октановое число было занижено. В одном случае – на бензине, приобретенном на АЗС «Татнефть», – экспертиза показала, что вместо «девяносто пятого» нам достался «девяностый». Еще два образца уложились в норму с учетом погрешности измерений. Максимальное октановое число 95,7 оказалось у АЗС «Транс-Интер», однако в этом образце анализ показал несколько завышенное содержание бензола.

Высокое содержание серы, в свою очередь, влияет на долговечность цилиндро-поршневой группы и выпускной системы, а также подавляет эффективность каталитического нейтрализатора. Стоит отметить, что поколения стандартов «Евро» в первую очередь отличаются друг от друга нормами по содержанию именно этого элемента: в частности, Евро-5 устанавливает норму в 15 раз меньшую, чем Евро-3.

Ни в одном образце содержание серы не превысило требования ГОСТ, однако следует учитывать разницу между классами топлива: если для Евро-3 концентрация серы на уровне 123 мг/кг укладывается в норму, то для Евро-5 такая цифра стала бы многократным превышением. Интересный факт: большинство АЗС, где мы приобретали высокосернистый бензин, не указывали класс топлива на чеках.

Такой параметр, как содержание свинца в бензине, указывает в первую очередь на возможное использование тетраэтилсвинца в качестве добавки, повышающей октановое число. В России это токсичное вещество находится под запретом с 2003 года, соответственно, и все стандарты на неэтилированный бензин, действующие сегодня, допускают концентрацию свинца менее 2,5 мг/куб. дм, что приравнивается к его отсутствию. а это – очень недешевый узел.

Аналогично, согласно действующим стандартам, в бензине должны отсутствовать железо и марганец. Средства на их основе, такие как ферроцен, позволяют превратить АИ-92 в АИ-95, однако последствия применения получившегося бензина в итоге повышают нагарообразование и могут привести к печальным последствиям в системе зажигания. Отрадно, что во всех двадцати образцах экспертиза показала отсутствие** свинца, железа и марганца.

Немалую часть таблицы, которую вы можете увидеть ниже, занимают так называемые оксигенаты – спирты и эфиры, также повышающие октановое число, но благодаря содержанию кислорода снижающие вредные выбросы. Присадки на их основе разрешены, и на НПЗ нередко добавляют их, чтобы «округлить» ОЧ топлива. Тем не менее, не все «йогурты одинаково полезны»: к примеру, ядовитый метанол запрещен к использованию, и стандарт для этого вещества предусматривает лишь его отсутствие**. Других оксигенатов тоже должно быть в меру: в частности, массовая доля кислорода в бензине (которая складывается как раз из оксигенатов) не должна превышать 2,7%.

Как видно из таблицы, во многих образцах оксигенаты отсутствуют. Другими словами, производители этого бензина вообще не использовали кислородосодержащие присадки.

Еще два параметра, по которым проверялся бензин с заправок Башкирии, – это содержание ароматических и олефиновых углеводородов. Первые обладают высоким октановым числом, однако в высоких концентрациях способствуют образованию нагара и увеличивают содержание канцерогенных веществ в выхлопе. В трех образцах с АЗС «Башнефть» и «Башкирнефтепродукт» концентрация ароматических углеводородов оказалась на верхней границе нормы. Аналогичная картина на АЗС «Транс-Интер» и Salavat, причем в последнем случае образец уложился в норму лишь с учетом погрешности измерений.

Олефины, в свою очередь, имеют свойство окисляться при долгом хранении топлива, тем самым повышая процент содержания смол в бензине. Однако в опасных для двигателя концентрациях олефиновых углеводородов ни в одном образце не оказалось.

Такой критерий, как давление насыщенных паров, показывает испаряемость бензина при определенной температуре и склонность к образованию паровых пробок. С практической точки зрения слишком низкое давление может затруднить пуск двигателя даже в теплую погоду, а слишком высокое в жару может привести к закипанию бензина. У всех проверенных образцов с давлением оказалось все в порядке.

Наконец, последний параметр – монометилаланин. ММА порой используют в качестве добавки, повышающей октановое число, при этом такая присадка ядовита и при сгорании выделяет опасные вещества. К счастью, ни в одном из 20 образцов следы монометилаланина также обнаружены не были***.

Что в итоге?

С одной стороны, скандала у нас не получилось – ну не бодяжат у нас 95-й из 80-го. Большинство образцов были признаны соответствующими требованиям ГОСТ Р 51866-2002 и техрегламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Тем не менее, проверку не выдержали четыре образца из двадцати: «Оптан», «Роснефтепродукт», «УНП», «Татнефть». Во всех случаях анализ показал заниженное октановое число.

Что касается крупных сетевых АЗС, здесь бензин был признан качественным. К слову, топливо класса Евро-5, которое продается на «Башнефти» и «Лукойле», согласно заключению экспертов, соответствует заявленным стандартам. Что касается еще одного топливного бренда – «КПД», бензин с одной АЗС из трех соответствовал по качеству Евро-5, с двух других – Евро-4. Наконец,топливо с АЗС Salavat признано соответствующим классу 3, причем в двух случаях с учетом погрешности) дотягивает и до «четверки».

Резюмируя полученные нами итоги, отметим, что АИ-95 как в Уфе, так и на основных трассах Башкирии, продается вполне хороший и безопасный для автомобиля. И тем не менее, очевидно, что наиболее качественным оказалось топливо, которое продают те же самые компании, которые его и выпускают. На АЗС, реализующих бензин, приобретенный оптом у сторонних производителей, в большинстве случаев с качеством тоже все в порядке, однако некоторые параметры порой могут быть завышены. Причем дело может быть вовсе не в том, что кто-то что-то разбавил: бензин имеет свойство портиться и при хранении. То же самое касается и небольших контейнерных АЗС, впрочем, в большинстве случаев на таких заправках 95-й не продается вовсе.

Полные итоги экспертизы топлива АИ-95 на автозаправках Уфы и Башкирии вы можете увидеть в таблице.

* Требования ГОСТ и ТР приведены в качестве условного ориентира для информирования читателя.

** За отсутствие железа (по ГОСТ Р 52530) принимают концентрацию менее 0,01 г/дм3, марганца (по ГОСТ Р 51925) – менее 0,25 мг Mn/дм3, свинца – менее 2,5 мг/дм3, метанола – менее 0,17% масс.  или 0,17% объема.

*** Согласно п. 9.2 ГОСТ Р 54323-2011, за отсутствие монометиланилина принимают концентрацию менее 0,1% объема.

Внимание! Настоящее исследование является потребительской экспертизой бензина АИ-95, и его результаты носят сугубо информационный характер. Метод отбор проб и их хранения разработан авторами исследования с учетом его целей и задач и не соответствует требованиям ГОСТов и других нормативов, которые используют проверяющие органы и организации нефтеобеспечения для контроля качества нефтепродуктов. В частности, это касается:

  • отбора проб из топливораздаточной колонки вместо отбора непосредственно из резервуара специальным пробоотборником по ГОСТ 2517-85 или ГОСТ Р 52659-2006. Это обусловлено задачей отбирать пробы независимо от топливных компаний, а также задачей исследовать топливо, непосредственно поступающее в баки автомобилей;
  • отбора проб без предварительного информирования представителей топливной компании, без согласования независимой лаборатории для проведения анализа и без оставления арбитражной пробы на АЗС, чего требует инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтеобеспечения, так как эта инструкция распространяется на организации нефтеобеспечения, к которым наш сайт не относится;
  • сроков проведения анализа по вышеуказанной инструкции по аналогичным причинам.

В связи с этим мы подчеркиваем, что полученные результаты предназначены для общего ознакомления читателей сайта 102km.ru с особенностями топливного рынка Уфы и Республики Башкортостан, для сравнения качества топлива на различных АЗС (поскольку все пробы отбирались и анализировались одинаковым способом) и не являются основанием полагать, что какая-либо из указанных проб могла бы считаться неудовлетворяющей требованиям нормативов при проведении государственной проверки. Требования ГОСТов и регламента в таблицах приведены в качестве условного критерия качества топлива, что необходимо для ориентирования читателей относительно допустимых границ значений каждого параметра.

  Результаты исследования

Норма по ГОСТ 51866* «Башкир-
нефте-
родукт»,
АЗС №24, г. Благовещенск, поворот на Ильину Поляну
«Башкир-
нефте-
родукт», АЗС №237, трасса Уфа–Шакша, после Максимовского поворота
«Башнефть», АЗС №140, трасса М-5, д. Ауструм «Башнефть», АЗС №225, с. Жилино «КПД»,
трасса М5, поворот на Шакшу
«КПД», г. Уфа,
ул. Трамвайная,
9/1 (ост. «Агидель»)
«КПД»,
ул. Сельская Богородская,
57 (на
территории оптовой базы)
Класс топлива по ТР
согласно чеку
Евро-3 Евро-4 Евро-5 5 5 не указан 5 не указан не указан не указан
Октановое число
по иссл. методу 
не менее 95,0 не менее 95,0 не менее 95,0 95,1 94,7±0,7 95,4 95,6 95,0 95,4 94,7±0,7
Октановое число
по моторному методу
не менее 85,0 не менее 85,0 не менее 85,0 86,8 86,0 86,3 86,1 85,5 85,6 85,2
Концентрация
серы, мг/кг
не более 150 не более 50 не более 10 7,0 7,0 7,0 7,0 26,0 31,0 7,0
Концентрация
свинца, м/дм3**
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Концентрация
железа, г/дм3**
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Концентрация
марганца, мг/дм3**
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Объемная доля моно-метилаланина, %*** не более 1,0 не более 1,0 отсутствие отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Концентрация смол,
промытых растворите-
лем,
мг на 100 см3
не более 5 не более 5 не более 5 0,2 0,4 0,0 0,6 0,4 0,2 0,2
Объемная доля
олефиновых угле-
водородов, %
не более 18,0 не более 18,0 не более 18,0 2,0 13,1 2,2 1,7 6,4 3,8 7,5
Объемная доля
ароматических угле-
водородов, %
не более 42,0 не более 35,0 не более 35,0 35,0 34,2 35,0 35,0 33,9 33,9 32,0
Объемная доля
бензола, %
не более 1,0 не более 1,0 не более 1,0 0,3 0,3 0,3 0,2 0,6 0,5 0,5
Давление насыщенных
паров, кПа
не менее 45,0,
не более 70,0
не менее 45,0, не более 70,0 не менее 45,0, не более 70,0 58,5 50,0 59,0 57,0 55,5 58,5 51,5
Массовая доля
кислорода, %
не более 2,7 не более 2,7 не более 2,7 0,0 отсутств. 0,0 0,3 0,0 отсутств. отсутств.
Объемная доля, %
Метанол
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Этанол не более 5,0 не более 5,0 не более 5,0 0,0 отсутств. 0,0 0,0 0,0 отсутств. отсутств.
Изопропанол не более 10,0 не более 10,0 не более 10,0 0,0 отсутств. 0,0 0,0 0,0 отсутств. отсутств.
Третбутанол не более 7,0 не более 7,0 не более 7,0 0,0 отсутств. 0,0 0,0 0,0 отсутств. отсутств.
Изобутанол не более 10,0 не более 10,0 не более 10,0 0,0 отсутств. 0,0 0,0 0,0 отсутств. отсутств.
Эфиры, содержащие
5 и более атомов
углерода в молекуле
не более 15,0 не более 15,0 не более 15,0 0,0 отсутств. 0,0 1,7 0,0 отсутств. отсутств.
Другие оксигенаты (с температурой
кипения не выше 210 C)
не более 15,0 не более 15,0 не более 15,0 0,0 отсутств. 0,0 0,0 0,0 отсутств. отсутств.
Заключение исследовательской лаборатории* соотв. Евро-5 соотв. Евро-5 соотв. Евро-5 соотв. Евро-5 соотв. Евро-4 соотв. Евро-4 соотв. Евро-5

 

Норма по ГОСТ 51866* «Лукойл», трасса М-5, с. Алаторка «Лукойл», трасса М-5, поворот на Туймазы «Лукойл»,  трасса М-5, 1350 км (граница Туймазинского района) «Лукойл» (бывший «Арт-Ойл»), трасса Уфа-Аэропорт «Лукойл», г. Уфа, ул. С. Перовской, 30 «Татнефть», трасса М-5, 1483 км (д. Русский Юрмаш)
Класс топлива по ТР
согласно чеку
Евро-3 Евро-4 Евро-5 4 5 5 не указан 5 3
Октановое число
по иссл. методу 
не менее 95,0 не менее 95,0 не менее 95,0 95,6 95,5 95,6 95,1 95,3 90,4
Октановое число
по моторному методу
не менее 85,0 не менее 85,0 не менее 85,0 85,9 86,3 86,1 85,9 85,6 82,3
Концентрация серы, мг/кг не более 150 не более 50 не более 10 7,0 7,0 10,0 10,0 8,0 7,0
Концентрация
свинца, м/дм3**
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Концентрация
железа, г/дм3**
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Концентрация
марганца, мг/дм3**
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Объемная доля
монометилаланина, %***
не более 1,0 не более 1,0 отсутствие отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Концентрация смол,
промытых растворителем,
мг на 100 см3
не более 5 не более 5 не более 5 0,0 отсутств. отсутств. 0,2 0,0 отсутств.
Объемная доля
олефиновых углеводородов,
%
не более 18,0 не более 18,0 не более 18,0 2,9 7,4 6,4 11,5 3,5 4,4
Объемная доля
ароматических углеводородов,
%
не более 42,0 не более 35,0 не более 35,0 32,8 30,6 33,6 26,5 32,6 22,5
Объемная доля бензола, % не более 1,0 не более 1,0 не более 1,0 0,7 0,9 0,9 0,8 0,8 0,9
Давление насыщенных паров, кПа не менее 45,0, не более 70,0 не менее 45,0, не более 70,0 не менее 45,0, не более 70,0 54,5 54,0 57,0 62,0 57,0 69,0
Массовая доля кислорода, % не более 2,7 не более 2,7 не более 2,7 1,7 1,0 1,3 0,4 1,3 отсутств.
Объемная доля, %
Метанол
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Этанол не более 5,0 не более 5,0 не более 5,0 0,0 отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Изопропанол не более 10,0 не более 10,0 не более 10,0 0,0 отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Третбутанол не более 7,0 не более 7,0 не более 7,0 0,0 отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Изобутанол не более 10,0 не более 10,0 не более 10,0 0,0 отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Эфиры, содержащие
5 и более атомов углерода
в молекуле
не более 15,0 не более 15,0 не более 15,0 9,3 5,6 7,3 2,2 7,3 отсутств.
Другие оксигенаты
(с температурой кипения
не выше 210 C)
не более 15,0 не более 15,0 не более 15,0 0,0 отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Заключение исследовательской лаборатории* соотв. Евро-5 соотв. Евро-5 соотв. Евро-5 соотв. Евро-5 соотв. Евро-5 пониж. ОЧ по иссл. и мотор. методам, в остальном — Евро-5

 

Норма по ГОСТ 51866* Salavat, АЗС №76, трасса Р-314, с. Зирган Salavat, АЗС №80, г. Салават, Южный въезд Salavat, АЗС №62, г. Стерлитамак, ул. Ленина, 2  «Транс-Интер»
трасса М-5, с. Уптино 
«УНП»,
АЗС  №12,
г. Уфа,
ул. 50 лет
Октября,
15 (ост.
«Дом печати») 
«Роснеф-тепродукт», трасса М-5, 1310 км «Оптан», трасса М-5, с. Кандры
Класс топлива
по ТР согласно чеку
Евро-3 Евро-4 Евро-5 3 3 3 не указан не указан не указан 3
Октановое число
по иссл. методу 
не менее 95,0 не менее 95,0 не менее 95,0 95,4 95,5 96,4 95,7 91,5 92,7 93,7
Октановое число по моторному методу не менее 85,0 не менее 85,0 не менее 85,0 85,6 84,9 85,5 86,4 82,6 83,9 86,0
Концентрация серы, мг/кг не более 150 не более 50 не более 10 54±14 60±16 17,0 123,0 100,0 64,0 72,0
Концентрация
свинца, м/дм3**
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Концентрация
железа, г/дм3**
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Концентрация
марганца, мг/дм3**
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Объемная доля монометилаланина, %*** не более 1,0 не более 1,0 отсутствие отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Концентрация смол, промытых
растворителем, мг на 100 см3
не более 5 не более 5 не более 5 отсутств. 0,2 0,2 отсутств. отсутств. 0,4 отсутств.
Объемная доля
олефиновых углеводородов, %
не более 18,0 не более 18,0 не более 18,0 0,2 0,2 0,3 13,4 12,9 9,9 6,5
Объемная доля ароматических углеводородов, % не более 42,0 не более 35,0 не более 35,0 31,0 41,7 42,6±1 42,0 28,2 28,8 31,6
Объемная доля
бензола, %
не более 1,0 не более 1,0 не более 1,0 0,98 0,8 1,0 1,3 1,0 1,0 1,0
Давление насыщенных паров, кПа не менее 45,0, не более 70,0 не менее 45,0, не более 70,0 не менее 45,0, не более 70,0 50,5 51,0 53,0 53,5 60,0 60,0 70,0
Массовая доля кислорода, % не более 2,7 не более 2,7 не более 2,7 1,91 1,7 1,4 0,3 0,04 0,3 0,0
Объемная доля оксигенатов,%
Метанол
отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств.
Этанол не более 5,0 не более 5,0 не более 5,0 отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Изопропанол не более 10,0 не более 10,0 не более 10,0 отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Третбутанол не более 7,0 не более 7,0 не более 7,0 отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Изобутанол не более 10,0 не более 10,0 не более 10,0 отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Эфиры, содержащие 5 и более атомов углерода в молекуле не более 15,0 не более 15,0 не более 15,0 10,3 9,4 8,0 1,9 0,2 1,6 отсутств.
Другие оксигенаты (с температурой кипения не выше 210 C) не более 15,0 не более 15,0 не более 15,0 отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. отсутств. 0,0 отсутств.
Заключение исследовательской лаборатории* соотв. Евро-4 соотв. Евро-3 соотв. Евро-3 незначительно превышена об. доля бензола, соотв. Евро-3 пониж. ОЧ по иссл. и мотор. методам, в остальном – Евро-3 пониж. ОЧ по иссл. и мотор. методам, в остальном – Евро-3 пониж. ОЧ по иссл. Методу, в остальном – Евро-3
Комментарии
Конфереция