Список АЗС составлялся в основном случайным образом, а также с учетом пожеланий читателей сайта Ufa1.ru. АЗС по Башкирии выбирались с учетом близости к основным федеральным трассам, проходящим по территории республики. Стоит отметить, что несколько автозаправок пришлось вычеркнуть из-за отсутствия на них необходимого нам сорта топлива. В то же время мы взяли образцы с нескольких АЗС, работающих под одними и теми же брендами, чтобы получить в итоге более объективную картину состояния топливного рынка. Полный список АЗС, на которых мы побывали, выглядит следующим образом:
- «Башнефть», АЗС №225, с. Жилино;
- «Башнефть», АЗС №140, трасса М-5, д. Ауструм;
- «Башкирнефтепродукт», АЗС №237, трасса Уфа–Шакша, после Максимовского поворота;
- «Башкирнефтепродукт», АЗС №24, г. Благовещенск, поворот на Ильину Поляну;
- «Лукойл», г. Уфа, ул. С. Перовской, 30;
- «Лукойл» (бывший «Арт-Ойл»), трасса Уфа–Аэропорт;
- «Лукойл», трасса М-5, 1350 км (граница Туймазинского района);
- «Лукойл», трасса М-5, с. Алаторка;
- «Лукойл», трасса М-5, поворот на Туймазы;
- Salavat, АЗС №62, г. Стерлитамак, ул. Ленина, 2;
- Salavat, АЗС №80, г. Салават, Южный въезд;
- Salavat, АЗС №76, трасса Р-314, с. Зирган;
- «КПД», г. Уфа, ул. Трамвайная, 9/1 (ост. «Агидель»);
- «КПД», ул. Сельская Богородская, 57 (на территории оптовой базы);
- «КПД», трасса М-5, поворот на Шакшу;
- «УНП», АЗС №12, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, 15 (ост. «Дом печати»);
- «Татнефть», трасса М-5, 1483 км (д. Русский Юрмаш);
- «Оптан», трасса М-5, с. Кандры;
- «Роснефтепродукт», трасса М-5, 1310 км;
- «Транс-Интер», трасса М-5, с. Уптино.
Что и как проверялось?
На каждой АЗС мы приобретали по три литра топлива (на большинстве заправок это минимальное количество, которое можно купить). Бензин заливался в предварительно промытую алюминиевую канистру и после разливался по стеклянным бутылкам. В присутствии свидетелей бутылки закупоривались и опечатывались пронумерованными пломбами, после чего небольшими партиями по 6-8 проб отправлялись в Магнитогорск.
В лабораторию поступали анонимные пробы, иначе говоря, эксперты не знали о том, в какой из бутылок находится бензин с той или иной АЗС. В ходе экспертизы лаборатория сравнивала характеристики присланных нами образцов с нормами ГОСТ 51866-2002 и технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Важно отметить, что в настоящее время в стране действует несколько стандартов на АИ-95. В первую очередь, документы предусматривают разделение бензина на экологические классы, более известные под маркировками «Евро». Так, сегодня в России разрешается продавать бензин классом не ниже, чем Евро-3, однако ряд сетей АЗС в этом году начали продавать уже Евро-5. Разницу в стандартах вы можете увидеть в таблице.
Норма по ГОСТ 51866* |
Концентрация серы, мг/кг |
Объемная доля ароматических углеводородов, % |
Объемная доля монометилаланина, % |
Евро-3 |
Не более 150 |
Не более 42,0 |
Не более 1,0 |
Евро-4 |
Не более 50 |
Не более 35,0 |
Не более 1,0 |
Евро-5 |
Не более 10 |
Не более 35,0 |
Отсутствие |
Соответственно, все образцы сравнивались к нормами для «своих» классов – экологический тип бензина, как правило, указывается на паспортах качества и в кассовых чеках. Поэтому сразу хочется отметить, что производителям топлива класса Евро-3, в общем-то, незачем стремиться к показателю в 10 миллиграммов серы на килограмм бензина: ГОСТ и техрегламент допускают содержание этого вещества в куда больших количествах. При подведении итогов данный момент был учтен.
Лаборатория оценивала качество топлива по нескольким параметрам. В первую очередь, это октановое число бензина по исследовательскому и моторному методам. Также проверялись концентрация свинца, серы, железа и марганца; массовая доля кислорода; объемная доля олефиновых и ароматических углеводородов; объемная доля бензола, монометилаланина и оксигенатов. Наконец, последним тестом стало измерение давления насыщенных паров. Чтобы результаты исследований были более понятны неспециалистам в топливной сфере, вкратце расскажем, для чего нужны те или иные параметры и чем опасно их превышение.
Бензин под микроскопом
Октановое число, которое указывается в названии бензина, определяет склонность топлива к детонации, то есть к слишком быстрому сгоранию в цилиндрах. Как правило, чем выше степень сжатия мотора, тем выше должно быть октановое число бензина. Несоответствие этого параметра стандарту (то есть, если ОЧ окажется заметно ниже указанного в документах), может привести к снижению мощности мотора, повышению расхода топлива, а в худшем случае – к поломке двигателя.
Отметим, что в четырех образцах из двадцати октановое число было занижено. В одном случае – на бензине, приобретенном на АЗС «Татнефть», – экспертиза показала, что вместо «девяносто пятого» нам достался «девяностый». Еще два образца уложились в норму с учетом погрешности измерений. Максимальное октановое число 95,7 оказалось у АЗС «Транс-Интер», однако в этом образце анализ показал несколько завышенное содержание бензола.
Высокое содержание серы, в свою очередь, влияет на долговечность цилиндро-поршневой группы и выпускной системы, а также подавляет эффективность каталитического нейтрализатора. Стоит отметить, что поколения стандартов «Евро» в первую очередь отличаются друг от друга нормами по содержанию именно этого элемента: в частности, Евро-5 устанавливает норму в 15 раз меньшую, чем Евро-3.
Ни в одном образце содержание серы не превысило требования ГОСТ, однако следует учитывать разницу между классами топлива: если для Евро-3 концентрация серы на уровне 123 мг/кг укладывается в норму, то для Евро-5 такая цифра стала бы многократным превышением. Интересный факт: большинство АЗС, где мы приобретали высокосернистый бензин, не указывали класс топлива на чеках.
Такой параметр, как содержание свинца в бензине, указывает в первую очередь на возможное использование тетраэтилсвинца в качестве добавки, повышающей октановое число. В России это токсичное вещество находится под запретом с 2003 года, соответственно, и все стандарты на неэтилированный бензин, действующие сегодня, допускают концентрацию свинца менее 2,5 мг/куб. дм, что приравнивается к его отсутствию. а это – очень недешевый узел.
Аналогично, согласно действующим стандартам, в бензине должны отсутствовать железо и марганец. Средства на их основе, такие как ферроцен, позволяют превратить АИ-92 в АИ-95, однако последствия применения получившегося бензина в итоге повышают нагарообразование и могут привести к печальным последствиям в системе зажигания. Отрадно, что во всех двадцати образцах экспертиза показала отсутствие** свинца, железа и марганца.
Немалую часть таблицы, которую вы можете увидеть ниже, занимают так называемые оксигенаты – спирты и эфиры, также повышающие октановое число, но благодаря содержанию кислорода снижающие вредные выбросы. Присадки на их основе разрешены, и на НПЗ нередко добавляют их, чтобы «округлить» ОЧ топлива. Тем не менее, не все «йогурты одинаково полезны»: к примеру, ядовитый метанол запрещен к использованию, и стандарт для этого вещества предусматривает лишь его отсутствие**. Других оксигенатов тоже должно быть в меру: в частности, массовая доля кислорода в бензине (которая складывается как раз из оксигенатов) не должна превышать 2,7%.
Как видно из таблицы, во многих образцах оксигенаты отсутствуют. Другими словами, производители этого бензина вообще не использовали кислородосодержащие присадки.
Еще два параметра, по которым проверялся бензин с заправок Башкирии, – это содержание ароматических и олефиновых углеводородов. Первые обладают высоким октановым числом, однако в высоких концентрациях способствуют образованию нагара и увеличивают содержание канцерогенных веществ в выхлопе. В трех образцах с АЗС «Башнефть» и «Башкирнефтепродукт» концентрация ароматических углеводородов оказалась на верхней границе нормы. Аналогичная картина на АЗС «Транс-Интер» и Salavat, причем в последнем случае образец уложился в норму лишь с учетом погрешности измерений.
Олефины, в свою очередь, имеют свойство окисляться при долгом хранении топлива, тем самым повышая процент содержания смол в бензине. Однако в опасных для двигателя концентрациях олефиновых углеводородов ни в одном образце не оказалось.
Такой критерий, как давление насыщенных паров, показывает испаряемость бензина при определенной температуре и склонность к образованию паровых пробок. С практической точки зрения слишком низкое давление может затруднить пуск двигателя даже в теплую погоду, а слишком высокое в жару может привести к закипанию бензина. У всех проверенных образцов с давлением оказалось все в порядке.
Наконец, последний параметр – монометилаланин. ММА порой используют в качестве добавки, повышающей октановое число, при этом такая присадка ядовита и при сгорании выделяет опасные вещества. К счастью, ни в одном из 20 образцов следы монометилаланина также обнаружены не были***.
Что в итоге?
С одной стороны, скандала у нас не получилось – ну не бодяжат у нас 95-й из 80-го. Большинство образцов были признаны соответствующими требованиям ГОСТ Р 51866-2002 и техрегламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Тем не менее, проверку не выдержали четыре образца из двадцати: «Оптан», «Роснефтепродукт», «УНП», «Татнефть». Во всех случаях анализ показал заниженное октановое число.
Что касается крупных сетевых АЗС, здесь бензин был признан качественным. К слову, топливо класса Евро-5, которое продается на «Башнефти» и «Лукойле», согласно заключению экспертов, соответствует заявленным стандартам. Что касается еще одного топливного бренда – «КПД», бензин с одной АЗС из трех соответствовал по качеству Евро-5, с двух других – Евро-4. Наконец,топливо с АЗС Salavat признано соответствующим классу 3, причем в двух случаях с учетом погрешности) дотягивает и до «четверки».
Резюмируя полученные нами итоги, отметим, что АИ-95 как в Уфе, так и на основных трассах Башкирии, продается вполне хороший и безопасный для автомобиля. И тем не менее, очевидно, что наиболее качественным оказалось топливо, которое продают те же самые компании, которые его и выпускают. На АЗС, реализующих бензин, приобретенный оптом у сторонних производителей, в большинстве случаев с качеством тоже все в порядке, однако некоторые параметры порой могут быть завышены. Причем дело может быть вовсе не в том, что кто-то что-то разбавил: бензин имеет свойство портиться и при хранении. То же самое касается и небольших контейнерных АЗС, впрочем, в большинстве случаев на таких заправках 95-й не продается вовсе.
Полные итоги экспертизы топлива АИ-95 на автозаправках Уфы и Башкирии вы можете увидеть в таблице.
* Требования ГОСТ и ТР приведены в качестве условного ориентира для информирования читателя.
** За отсутствие железа (по ГОСТ Р 52530) принимают концентрацию менее 0,01 г/дм3, марганца (по ГОСТ Р 51925) – менее 0,25 мг Mn/дм3, свинца – менее 2,5 мг/дм3, метанола – менее 0,17% масс. или 0,17% объема.
*** Согласно п. 9.2 ГОСТ Р 54323-2011, за отсутствие монометиланилина принимают концентрацию менее 0,1% объема.
Внимание! Настоящее исследование является потребительской экспертизой бензина АИ-95, и его результаты носят сугубо информационный характер. Метод отбор проб и их хранения разработан авторами исследования с учетом его целей и задач и не соответствует требованиям ГОСТов и других нормативов, которые используют проверяющие органы и организации нефтеобеспечения для контроля качества нефтепродуктов. В частности, это касается:
В связи с этим мы подчеркиваем, что полученные результаты предназначены для общего ознакомления читателей сайта 102km.ru с особенностями топливного рынка Уфы и Республики Башкортостан, для сравнения качества топлива на различных АЗС (поскольку все пробы отбирались и анализировались одинаковым способом) и не являются основанием полагать, что какая-либо из указанных проб могла бы считаться неудовлетворяющей требованиям нормативов при проведении государственной проверки. Требования ГОСТов и регламента в таблицах приведены в качестве условного критерия качества топлива, что необходимо для ориентирования читателей относительно допустимых границ значений каждого параметра. |
Результаты исследования
Норма по ГОСТ 51866* | «Башкир- нефте- родукт», АЗС №24, г. Благовещенск, поворот на Ильину Поляну |
«Башкир- нефте- родукт», АЗС №237, трасса Уфа–Шакша, после Максимовского поворота |
«Башнефть», АЗС №140, трасса М-5, д. Ауструм | «Башнефть», АЗС №225, с. Жилино | «КПД», трасса М5, поворот на Шакшу |
«КПД», г. Уфа, ул. Трамвайная, 9/1 (ост. «Агидель») |
«КПД», ул. Сельская Богородская, 57 (на территории оптовой базы) |
|||
Класс топлива по ТР согласно чеку |
Евро-3 | Евро-4 | Евро-5 | 5 | 5 | не указан | 5 | не указан | не указан | не указан |
Октановое число по иссл. методу |
не менее 95,0 | не менее 95,0 | не менее 95,0 | 95,1 | 94,7±0,7 | 95,4 | 95,6 | 95,0 | 95,4 | 94,7±0,7 |
Октановое число по моторному методу |
не менее 85,0 | не менее 85,0 | не менее 85,0 | 86,8 | 86,0 | 86,3 | 86,1 | 85,5 | 85,6 | 85,2 |
Концентрация серы, мг/кг |
не более 150 | не более 50 | не более 10 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 26,0 | 31,0 | 7,0 |
Концентрация свинца, м/дм3** |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Концентрация железа, г/дм3** |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Концентрация марганца, мг/дм3** |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Объемная доля моно-метилаланина, %*** | не более 1,0 | не более 1,0 | отсутствие | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Концентрация смол, промытых растворите- лем, мг на 100 см3 |
не более 5 | не более 5 | не более 5 | 0,2 | 0,4 | 0,0 | 0,6 | 0,4 | 0,2 | 0,2 |
Объемная доля олефиновых угле- водородов, % |
не более 18,0 | не более 18,0 | не более 18,0 | 2,0 | 13,1 | 2,2 | 1,7 | 6,4 | 3,8 | 7,5 |
Объемная доля ароматических угле- водородов, % |
не более 42,0 | не более 35,0 | не более 35,0 | 35,0 | 34,2 | 35,0 | 35,0 | 33,9 | 33,9 | 32,0 |
Объемная доля бензола, % |
не более 1,0 | не более 1,0 | не более 1,0 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
Давление насыщенных паров, кПа |
не менее 45,0, не более 70,0 |
не менее 45,0, не более 70,0 | не менее 45,0, не более 70,0 | 58,5 | 50,0 | 59,0 | 57,0 | 55,5 | 58,5 | 51,5 |
Массовая доля кислорода, % |
не более 2,7 | не более 2,7 | не более 2,7 | 0,0 | отсутств. | 0,0 | 0,3 | 0,0 | отсутств. | отсутств. |
Объемная доля, % Метанол |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Этанол | не более 5,0 | не более 5,0 | не более 5,0 | 0,0 | отсутств. | 0,0 | 0,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. |
Изопропанол | не более 10,0 | не более 10,0 | не более 10,0 | 0,0 | отсутств. | 0,0 | 0,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. |
Третбутанол | не более 7,0 | не более 7,0 | не более 7,0 | 0,0 | отсутств. | 0,0 | 0,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. |
Изобутанол | не более 10,0 | не более 10,0 | не более 10,0 | 0,0 | отсутств. | 0,0 | 0,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. |
Эфиры, содержащие 5 и более атомов углерода в молекуле |
не более 15,0 | не более 15,0 | не более 15,0 | 0,0 | отсутств. | 0,0 | 1,7 | 0,0 | отсутств. | отсутств. |
Другие оксигенаты (с температурой кипения не выше 210 C) |
не более 15,0 | не более 15,0 | не более 15,0 | 0,0 | отсутств. | 0,0 | 0,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. |
Заключение исследовательской лаборатории* | соотв. Евро-5 | соотв. Евро-5 | соотв. Евро-5 | соотв. Евро-5 | соотв. Евро-4 | соотв. Евро-4 | соотв. Евро-5 |
Норма по ГОСТ 51866* | «Лукойл», трасса М-5, с. Алаторка | «Лукойл», трасса М-5, поворот на Туймазы | «Лукойл», трасса М-5, 1350 км (граница Туймазинского района) | «Лукойл» (бывший «Арт-Ойл»), трасса Уфа-Аэропорт | «Лукойл», г. Уфа, ул. С. Перовской, 30 | «Татнефть», трасса М-5, 1483 км (д. Русский Юрмаш) | |||
Класс топлива по ТР согласно чеку |
Евро-3 | Евро-4 | Евро-5 | 4 | 5 | 5 | не указан | 5 | 3 |
Октановое число по иссл. методу |
не менее 95,0 | не менее 95,0 | не менее 95,0 | 95,6 | 95,5 | 95,6 | 95,1 | 95,3 | 90,4 |
Октановое число по моторному методу |
не менее 85,0 | не менее 85,0 | не менее 85,0 | 85,9 | 86,3 | 86,1 | 85,9 | 85,6 | 82,3 |
Концентрация серы, мг/кг | не более 150 | не более 50 | не более 10 | 7,0 | 7,0 | 10,0 | 10,0 | 8,0 | 7,0 |
Концентрация свинца, м/дм3** |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Концентрация железа, г/дм3** |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Концентрация марганца, мг/дм3** |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Объемная доля монометилаланина, %*** |
не более 1,0 | не более 1,0 | отсутствие | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 |
не более 5 | не более 5 | не более 5 | 0,0 | отсутств. | отсутств. | 0,2 | 0,0 | отсутств. |
Объемная доля олефиновых углеводородов, % |
не более 18,0 | не более 18,0 | не более 18,0 | 2,9 | 7,4 | 6,4 | 11,5 | 3,5 | 4,4 |
Объемная доля ароматических углеводородов, % |
не более 42,0 | не более 35,0 | не более 35,0 | 32,8 | 30,6 | 33,6 | 26,5 | 32,6 | 22,5 |
Объемная доля бензола, % | не более 1,0 | не более 1,0 | не более 1,0 | 0,7 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,9 |
Давление насыщенных паров, кПа | не менее 45,0, не более 70,0 | не менее 45,0, не более 70,0 | не менее 45,0, не более 70,0 | 54,5 | 54,0 | 57,0 | 62,0 | 57,0 | 69,0 |
Массовая доля кислорода, % | не более 2,7 | не более 2,7 | не более 2,7 | 1,7 | 1,0 | 1,3 | 0,4 | 1,3 | отсутств. |
Объемная доля, % Метанол |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Этанол | не более 5,0 | не более 5,0 | не более 5,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Изопропанол | не более 10,0 | не более 10,0 | не более 10,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Третбутанол | не более 7,0 | не более 7,0 | не более 7,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Изобутанол | не более 10,0 | не более 10,0 | не более 10,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Эфиры, содержащие 5 и более атомов углерода в молекуле |
не более 15,0 | не более 15,0 | не более 15,0 | 9,3 | 5,6 | 7,3 | 2,2 | 7,3 | отсутств. |
Другие оксигенаты (с температурой кипения не выше 210 C) |
не более 15,0 | не более 15,0 | не более 15,0 | 0,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Заключение исследовательской лаборатории* | соотв. Евро-5 | соотв. Евро-5 | соотв. Евро-5 | соотв. Евро-5 | соотв. Евро-5 | пониж. ОЧ по иссл. и мотор. методам, в остальном — Евро-5 |
Норма по ГОСТ 51866* | Salavat, АЗС №76, трасса Р-314, с. Зирган | Salavat, АЗС №80, г. Салават, Южный въезд | Salavat, АЗС №62, г. Стерлитамак, ул. Ленина, 2 | «Транс-Интер» трасса М-5, с. Уптино |
«УНП», АЗС №12, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, 15 (ост. «Дом печати») |
«Роснеф-тепродукт», трасса М-5, 1310 км | «Оптан», трасса М-5, с. Кандры | |||
Класс топлива по ТР согласно чеку |
Евро-3 | Евро-4 | Евро-5 | 3 | 3 | 3 | не указан | не указан | не указан | 3 |
Октановое число по иссл. методу |
не менее 95,0 | не менее 95,0 | не менее 95,0 | 95,4 | 95,5 | 96,4 | 95,7 | 91,5 | 92,7 | 93,7 |
Октановое число по моторному методу | не менее 85,0 | не менее 85,0 | не менее 85,0 | 85,6 | 84,9 | 85,5 | 86,4 | 82,6 | 83,9 | 86,0 |
Концентрация серы, мг/кг | не более 150 | не более 50 | не более 10 | 54±14 | 60±16 | 17,0 | 123,0 | 100,0 | 64,0 | 72,0 |
Концентрация свинца, м/дм3** |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Концентрация железа, г/дм3** |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Концентрация марганца, мг/дм3** |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Объемная доля монометилаланина, %*** | не более 1,0 | не более 1,0 | отсутствие | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 |
не более 5 | не более 5 | не более 5 | отсутств. | 0,2 | 0,2 | отсутств. | отсутств. | 0,4 | отсутств. |
Объемная доля олефиновых углеводородов, % |
не более 18,0 | не более 18,0 | не более 18,0 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 13,4 | 12,9 | 9,9 | 6,5 |
Объемная доля ароматических углеводородов, % | не более 42,0 | не более 35,0 | не более 35,0 | 31,0 | 41,7 | 42,6±1 | 42,0 | 28,2 | 28,8 | 31,6 |
Объемная доля бензола, % |
не более 1,0 | не более 1,0 | не более 1,0 | 0,98 | 0,8 | 1,0 | 1,3 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Давление насыщенных паров, кПа | не менее 45,0, не более 70,0 | не менее 45,0, не более 70,0 | не менее 45,0, не более 70,0 | 50,5 | 51,0 | 53,0 | 53,5 | 60,0 | 60,0 | 70,0 |
Массовая доля кислорода, % | не более 2,7 | не более 2,7 | не более 2,7 | 1,91 | 1,7 | 1,4 | 0,3 | 0,04 | 0,3 | 0,0 |
Объемная доля оксигенатов,% Метанол |
отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. |
Этанол | не более 5,0 | не более 5,0 | не более 5,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Изопропанол | не более 10,0 | не более 10,0 | не более 10,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Третбутанол | не более 7,0 | не более 7,0 | не более 7,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Изобутанол | не более 10,0 | не более 10,0 | не более 10,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Эфиры, содержащие 5 и более атомов углерода в молекуле | не более 15,0 | не более 15,0 | не более 15,0 | 10,3 | 9,4 | 8,0 | 1,9 | 0,2 | 1,6 | отсутств. |
Другие оксигенаты (с температурой кипения не выше 210 C) | не более 15,0 | не более 15,0 | не более 15,0 | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | отсутств. | 0,0 | отсутств. |
Заключение исследовательской лаборатории* | соотв. Евро-4 | соотв. Евро-3 | соотв. Евро-3 | незначительно превышена об. доля бензола, соотв. Евро-3 | пониж. ОЧ по иссл. и мотор. методам, в остальном – Евро-3 | пониж. ОЧ по иссл. и мотор. методам, в остальном – Евро-3 | пониж. ОЧ по иссл. Методу, в остальном – Евро-3 |