За бензин заплатим сполна

Нервозная обстановка на городских автозаправках не добавляет петербуржцам оптимизма. Утешаться автолюбителям, пожалуй, можно лишь присказкой из разряда черного юмора: наслаждайтесь сегодняшним днем, ведь завтра лучше не будет точно. В отношении бензина эта формула, похоже, сработает на все сто. Первый нехороший звонок на городских АЗС прозвучал неделю назад. На заправках "Киришиавтосервиса" внезапно закончилось самое популярное топливо марки Аи-95, перебои возникли и с Аи-92. В СМИ незамедлительно появилась серия алармистских текстов, объясняющих происходящее тем, что на заводе "Киришинефтеоргсинтеза" начались профилактические работы. Которые должны продлиться аж до декабря, что неизбежно введет городской рынок в состояние грогги. Положение в самом деле выглядело не самым оптимистическим образом, ведь "Киришинефтеоргсинтез" — дочернее предприятие "Сургутнефтегаза", одного из ключевых поставщиков топлива на рынок российского Северо-Запада. Однако уже на следующей день встревоженные медиа были вынуждены дать "задний ход". В компании объяснили неприятности на заправках исключительно проблемами с логистикой (бензин, мол, не смогли вовремя доставить из точки "а" в точку "б"), которые удалось успешно преодолеть; вдобавок, по официальной версии, имеющихся топливных запасов должно вполне хватить для нужд жителей города и области. Версию коммерсантов подкрепил и председатель Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин: "Проблемы были действительно чисто технические — вовремя не подвезли топливо. Особых трудностей с бензином Петербург не испытывал, ведь нехватка топлива была на шести процентах городских АЗС". Выходит, счастливое разрешение очередной истории, непомерно раздутой СМИ? Как бы ни так. "Сейчас на профилактику закрыты или в ближайшее время закроются 6 из 16 крупных нефтеперерабатывающих российских заводов, — утверждает заместитель генерального директора ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург" Сергей Леонтьев. — К тому же сейчас в стране снизились объемы производства присадки МБТЭ, необходимой для бензина Аи-95: из пяти специализированных предприятий, где ее делают, на профилактику закрылись три". Скажем, как раз в эту пятницу, 21 сентября, на ремонт закроется Московский нефтеперерабатывающий завод, чуть позже "выпадут" предприятия в Уфе и Рязани. И хотя в Минэнерго называют ситуацию на топливном рынке стабильной, эксперты полагают, что без последствий для рынка эта совокупность одновременных ремонтов не пройдет. Так, оптовая цена на Аи-95 на бирже Петербурга, по их словам, может вырасти с 38 до 40 тысяч рублей за тонну. Причем "особенно пострадают" при этом независимые топливные компании (а их в городе почти 50% от числа всех АЗС). "Частникам" предстоит либо существенно поднять стоимость бензина (а, значит, отпугнуть от себя покупателей), либо попросту свернуть свой бизнес. Логичным следствием этого как раз и станут очереди на заправках. Тут самое время сделать смысловую паузу и попытаться разобраться. Во-первых, на первый взгляд может показаться, что повышение оптовых цен и гипотетическое разорение АЗС между собой как-то совсем не связываются. Скорее наоборот: чем больше денег, тем более довольным будет выглядеть ее частный хозяин. Однако аналитики рынка уверяют, что дела обстоят именно так. Не секрет ведь, что ответственные федеральные начальники в регулярном режиме общаются с нефтяными генералами и весьма доходчиво просят их не "поднимать ставки". Еще бы: ведь по этому поводу не раз с беспокойством высказывался нынешний президент, а, значит, вопрос цены на бензин перешел в разряд политических. Те пока находят в себе силы согласиться с просьбами — и цены, в самом деле, не повышают. Однако весь вопрос в том, какие: розничные на подведомственных "генералам" заправках и правда остаются неизменными, но вот оптовые (по которым бензин приходится закупать независимым компаниям) вполне себе растут. "Частникам" надо как-то "отбивать" затраты, но сделать это при помощи повышения цен на таком конкурентом рынке — невозможно. "В этой ситуации большинство розничных операторов АЗС, не связанных с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, работают на грани рентабельности", — подытоживает Ашихмин. Стало быть, очередной рост оптовых цен подводит частных игроков на рынке к пределу этой рентабельности и даже, пожалуй, за эту самую границу. Во-вторых — продолжаем мы недоумевать, — не вполне понятна причина этих самых одновременных ремонтов на НПЗ: неужели их было нельзя банально разнести по времени? Выясняется, что едва ли. Ибо с 1 января следующего года Россия, по инициативе федеральных властей, должна перейти на топливо не ниже третьего экологического класса ("евро-3"). А сделать
Комментарии
Конфереция