Цены на российских АЗС готовы разменять четвертый десяток рублей

Цены на автомобильное топливо на российских АЗС штурмуют новые высоты, вплотную подбираясь к отметке в 30 руб. за литр. И предпосылок для изменения ситуации к лучшему нет. Объемы производства сегодня сокращаются в связи с остановкой ряда крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на ремонт и модернизацию. Прогноз на 2013 год также неблагоприятный – после запрета на оборот топлива экологического класса ниже «Евро-3» на внутреннем рынке образуется дефицит в 600–800 тыс. тонн, что чревато ростом цен. Потребительские цены на автомобильный бензин в России за первую неделю сентября повысились на 0,2%. По данным Росстата, средняя цена бензина на российских автозаправках достигла 27,72 руб. за литр. Дизтопливо подорожало с 28,22 руб. до 28,3 руб. за литр. Рост цен на бензин отмечен в 46 субъектах Федерации. В 36 регионах цены на бензин остались на прежнем уровне. По данным Росстата, цены на АЗС в России растут четыре недели подряд, тогда как на протяжении предыдущих семи недель они оставались неизменными. Одна из причин кроется в сокращении производства. За первую неделю сентября бензина произведено на 7,9% меньше, дизтоплива – на 0,2%. Эксперты уверяют, что дефицита автомобильного топлива в стране сейчас нет. Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша напомнил о значительных запасах бензина – порядка 1,5 млн. тонн, которые при необходимости можно использовать для насыщения внутреннего рынка. Но это – благополучие в целом по России. Но в отдельных регионах, по мнению Аркуши, временно все-таки возможны перебои с топливом вследствие нарушения баланса между спросом и предложением. В числе первых с началом осени, после того как ряд НПЗ из-за профилактических работ сократили производство и поставки бензинов Аи-93 и Аи-95, пострадал Петербург. Московский НПЗ с 21 сентября до 19 ноября проведет плановый ремонт отдельных технологических установок. Впрочем, руководство предприятия уверяет, что на этот период увеличатся поставки в столицу и Подмосковье топлива с Ярославского и Омского заводов, в случае необходимости бензин будет закупаться на рынке. Аркуша в то, что топливо в столице станет дефицитным, не верит, а вот очередной виток роста цен не исключает. «Стоимость бензина на бирже выше, чем средняя стоимость на московских АЗС», – подчеркнул он. И в этом заключено едва ли не главное противоречие. Оптовый рынок автомобильного топлива живет и работает по правилам рыночной экономики, а розничный рынок функционирует в условиях жесткого госрегулирования. Но каким бы мощным ни был административный ресурс, бизнес не может торговать себе в убыток. Схожего мнения придерживаются эксперты Нефтяного клуба Петербурга, которые в начале сентября предрекли в ближайшие месяцы рост розничных цен на бензин в пределах 5–10%. С учетом того, что с начала года автомобильное топливо уже подорожало на 6–8%, к концу декабря рост цен на бензин может составить 15–18%. Значит, литр Аи-93 и Аи-95 – самых востребованных на рынке – станет дороже 30 руб. И это не предел. С января 2013 года каждый литр бензина в России подорожает еще примерно на 1,5 руб. Это станет результатом повышения топливных акцизов на 1 руб. (к нему примерно на 50 коп. прибавятся всевозможные налоги). И этот рубль пойдет целевым назначением в федеральный и региональный дорожные фонды. Свой вклад в рост цен на бензин внесет и намеченный на будущий год запрет на реализацию на территории РФ автомобильного топлива классом ниже «Евро-3». Программа модернизации НПЗ была принята в прошлом году. Нефтяные компании подписали четырехстороннее соглашение с ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом о том, что до 2020 года они реконструируют и построят на своих предприятиях 124 установки вторичных процессов. Объем инвестиций в первую пятилетку оценен почти в 1 трлн. руб. Реализация бензина и дизтоплива экологического класса «Евро-2» ограничена 31 декабря 2012 года, «Евро-3» – 31 декабря 2014 года, «Евро-4» – до 31 декабря 2015 года. Однако не все компании сумеют в срок выполнить свои обязательства. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в августе констатировал, что некоторые нефтепереработчики обращаются с просьбами о пересмотре либо уточнении соглашения. По словам чиновника, речь идет о том, что в силу сложностей, связанных с поставками оборудования, со строительно-монтажными работами, не всегда удается в срок реализовать те мероприятия, которые прописаны в рамках соглашений. Тема не утратила актуальности. На днях вице-премьер Аркадий Дворкович предупредил, что переноса сроков модернизации НПЗ не будет. «Позиция Минэнерго, насколько я знаю, – пусть закупают у Белоруссии нефтепродукты и везут на внутренний рынок то, что не смогли сами произвести. Срок выполнения техрегламентов переносить не будем», – заявил Дворкович. Между тем из-за жесткой позиции правительства возможно повторение кризиса начала 2011 года – тогда запрет на продажу бензинов класса «Евро-2» обернулся для ряда регионов дефицитом топлива. Аналитик Интеринвесткома Александр Кузнецов предполагает, что одним из путей ликвидации дефицита топлива на российском рынке могли бы стать импортные поставки. Такой вариант обсуждается. В странах ЕС цена высокооктанового бензина составляет около 2 евро за литр. С учетом же транспортных расходов, уплаты таможенных пошлин и других налогов этот бензин в России будет стоить 90–100 руб. за литр, что неминуемо превратит для большинства россиян автомобиль из средства передвижения в роскошь.
Комментарии
Конфереция