Почему владельцы заправок терпят убытки, когда повышаются цены на бензин?

Парадоксальная ситуация складывается на рынке нефтепродуктов: цены на топливо повышаются, а многие владельцы заправок отмечают, что их бизнес находится на пороге рентабельности и на грани выживания. Почему так происходит, в чем истинные причины роста цен и кому это выгодно? Эти и другие вопросы обсуждались на осеннем заседании Нефтяного клуба Петербурга.

В конце августа - начале сентября оптовые цены на нефтепродукты по всей России начали стремительно расти. По данным информационного центра «Кортес» оптовые цены на нефтепродукты по России в целом с 3 по 7 сентября, повысились

Рост биржевых цен составил:

  • Бензин Нормаль-80      – 1 027 рублей за тонну (0,75 руб. за литр) – 26991 руб.
  • Бензин Регуляр-92       – 2 119 рублей за тонну (1,56 руб. за литр) – 32791 руб.
  • Бензин Премиум-95    – 1 372 рублей за тонну (1 руб. за литр) – 37254 руб.
  • Летнее дизельное топливо – на 577 рублей за тонну (0,42 руб. за литр) – 30293 руб.

Таким образом, рост составил от 42 копеек до 1 рубля 56 копеек в пересчете за литр топлива.

Эксперты рынка прогнозируют дальнейшее повышение не только оптовых, но и розничных цен на бензин. На заседании петербургского Нефтяного клуба независимые эксперты высказали предположение, что учитывая сложившуюся ситуацию с ростом цен в оптовом сегменте, розничные цены до конца года тоже поднимутся на 5-10%.

Одной из причин удорожания нефтепродуктов отмечается их дефицит. Нехватка топлива сформировалась из-за закрытия на профилактику нескольких нефтеперерабатывающих заводов, что, связано с необходимостью перехода на выпуск топлива стандартом не ниже 3 класса.

«Сейчас на профилактику закрыты или в ближайшее время закроются 6 из 16 крупных нефтеперерабатывающих российских заводов, - отметил заместитель генерального директора ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» Сергей Леонтьев. - К тому же, сейчас в стране снизились объемы производства присадки МБТЭ, необходимой для бензина АИ-95: из пяти специализированных предприятий, где ее делают, на профилактику закрылись три. В результате 4 сентября на бирже топливо с такой присадкой торговалось по цене 70 тысяч рублей за тонну».

В частности, из-за профилактики на заводе «Киришинефтеоргсинтез» (КИНЕФ) временно отсутствуют отгрузки бензина марки Аи-92 и ограничены отгрузки бензина марки Аи-95. На петербургских АЗС «Киришиавтосервис» (поставки на станции идут с КИНЕФа) уже прекратился отпуск 95-го бензина за наличный расчет, купить топливо сейчас возможно только по смарт-картам. Опрошенные Au92 операторы АЗС «Киришиавтосервис» не смогли ответить, когда 95-ый бензин будет в наличии. По словам участников топливного рынка, в целом дефицит бензинов продлится как минимум до декабря 2012 года.

Дефицитные продукты сразу дорожают, и топливо не является исключением. Аналогичная ситуация происходила и в 2011 году. Сначала цены повысили независимые продавцы бензина, а затем уже стоимость на своих АЗС подняли вертикально-интегрированные компании. В итоге рост цен на заправках в 2011-м превысил 15%.

Другими причинами роста цен называются рост акцизов, произошедший в июле (следующее повышение ожидается в январе) и рост цен на энергоносители, которые, в свою очередь, также повышают стоимость нефтепереработки. Однако скачок оптовых цен произошел не в июле, а в конце августа. Независимые трейдеры отмечают, что их бизнес в такой ситуации находится на пороге рентабельности, поскольку им приходится удерживать цены на уровне возросшей стоимости продуктов, которые предлагают вертикально-интегрированные компании (ВИНКи). Сами же ВИНКи поднимать цены на своих АЗС не торопятся.

Уже не первый год наблюдается следующая тенденция: российское правительство ежегодно собирает руководителей основных нефтяных компаний и «просит» не повышать стоимость топлива. Главы ВИНК обещают не повышать цены, не уточнив, правда, какие именно, и, казалось бы, свое обещание сдерживают: если посмотреть на ценники на АЗС, то у ВИНК в моменты всеобщего роста цен, они остаются на прежнем уровне. Однако в это же время нефтяные компании повышают оптовые цены, по которым у них вынуждены закупать топливо независимые операторы рынка. Чтобы просто не уйти в минус, трейдеры повышают розничные цены, принимая на себя весь удар общественного гнева, осуждения в СМИ, тщательных проверок антимонопольной службы, прокуратуры, и к тому же, потерю клиентов. ВИНК отчитываются перед этими службами, предъявляя динамику цен на своих АЗС, которая, как уже понятно, остается неизменной.

«В такой ситуации большинство розничных операторов АЗС, не связанных с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, работают на грани рентабельности», - отметил президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин.

Когда волна общественного негодования утихает, ВИНК начинают постепенное повышение цен и на своих АЗС. При этом независимые владельцы сетей АЗС по содержанию станций несут те же затраты, что и ВИНКи. И прибыль заправок – 6,2% - идет на заработную плату сотрудников, развитие собственных сетей, модернизацию оборудования, т.е. улучшение сервиса. Однако, если нефтяным компаниям относительно стабильный финансовый тыл обеспечивает экспортная торговля топливом, то независимые операторы такой поддержки не имеют, все затраты несут сами, выходя тем самым на порог рентабельности, а то и терпя убытки.

Но и нефтяные компании не могут не повышать цены, поскольку, справедливости ради стоит сказать, что около 70% от цены литра бензина сегодня составляют государственные налоговые сборы и транспортные расходы. К тому же нефтяным компаниям нужно вкладывать большие средства в нефтепереработку, к которой предъявляют требования новые стандарты топлив. Отметим, что налоги для нефтяных компаний составляют: 26,4% - НДПИ, 15,4% - НДС, 11,9% - акциз, 5,3% - налог на прибыль, 16,8% - расходы на транспорт и маркетинг, 10,1% - прибыль нефтяных компаний, 6,6% - себестоимость добычи нефти, 6,2% - прибыль заправок. Социальные проекты, типа футбольных, хоккейных команд, стадионов и пр. также никто не отменял. Все затраты, которые несут нефтяные компании, закладываются в литр бензина на АЗС. Кроме того, ежегодная инфляция, повышение тарифов естественных монополий также в результате ложится на плечи потребителя в виде увеличения цены за единицу товара.

По прогнозам экспертов Нефтяного клуба, в следующем году российские предприятия произведут на 600-800 тонн бензина третьего класса меньше, чем это необходимо для рынка. А если учитывать, что ежегодно потребление бензина увеличится на 1 млн тонн, то дефицит может составить более 1,5 млн тонн. Заправщики в этой ситуации продолжат повышать цены. Поэтому необходимы серьезные меры, принятые российским правительством на законодательном уровне. Одну из таких мер предложил президент петербургского Нефтяного клуба Олег Ашихмин – обратиться с просьбой (рекомендовать) нефтяным компаниям, которые являются единственными поставщиками топлива в Российской Федерации, разорвать порочный круг раскручивания роста  цен на АЗС; повышать оптовые цены для всех участников рынка только после соответствующего повышения розничных цен на своих же АЗС. Такая простая мера позволит не только стабилизировать рынок, но и увеличить конкуренцию, а, следовательно, сохранить надежду на стабилизацию или даже уменьшение цен на АЗС.

Комментарии
Конфереция