Анализ конкуренции на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов Оренбургской области

Оренбургским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов в границах Оренбургской области Исходя из особенностей их функционального назначения, различий в технических характеристиках, большинство участников мелкооптового рынка реализации нефтепродуктов отмечают невозможность объединения низкооктановых марок бензинов и высокооктановых в две самостоятельные группы. Поэтому в целях настоящего анализа были определены следующие группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива - автомобильные бензины групп с октановым числом (ОЧ): - «нормальный» (ОЧ=80); - «регулярный» (ОЧ-91/92/93); - «премиальный» (ОЧ=95); - «супер» (ОЧ=98); - дизельное топливо (в том числе «зимнее» и «летнее»). Географическими границами мелкооптового рынка реализации нефтепродуктов предварительно были определены административные границы Оренбургской области без выделения внутри рынка локальных мелкооптовых рынков в границах муниципальных образований. Это обусловлено тем, что на территории Оренбургской области осуществляет свою деятельность хозяйствующий субъект (ОАО «Оренбургнефтепродукт», входящий в состав ВИНК ОАО АНК «Башнефть»), который эксплуатирует 16 нефтебаз расположенных по всей территории Оренбургской области с запада на восток. Все основные покупатели нефтепродуктов имеют возможность обслуживаться на любой удобной для них нефтебазе. В связи с этим, не представляется целесообразным дробить региональный мелкооптовый рынок реализации нефтепродуктов на более мелкие локальные рынки. Таким образом, мелкооптовый рынок реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в Оренбургской области является региональным, географические границы рынка - территория Оренбургской области. Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных показателей, характеризующих мелкооптовый рынок реализации нефтепродуктов по их видам, позволили сделать вывод о том, что мелкооптовый рынок нефтепродуктов является высоко концентрированным как в 2010 году, так и в 2011году в пределах всех изучаемых групп нефтепродуктов. Проведенный анализ состояния конкурентной среды позволяет сделать вывод о том, что исследованный рынок услуг относится к рынкам с неразвитой конкуренцией. Для развития конкуренции на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов необходимо появление большего количества конкурентноспособных независимых участников рынка. Независимые участники рынка должны иметь возможность получать нефтепродукты, производимые ВИНК, по тем же ценам и на тех же условиях, что и предприятия входящие в группу лиц данной ВИНК. Также для развития конкуренции на данном товарном рынке целесообразно принять меры для того, чтобы сбытовая политика ВИНК была «прозрачной» и не влияла на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, т.к. в это время независимые участники рынка испытывают острый дефицит продукта, а компании входящие в ВИНК его не ощущают, что также сказывается на развитии конкуренции. С целью исполнения функции антимонопольного органа по контролю за экономической концентрацией, рыночным поведением доминирующих хозяйствующих субъектов и по предупреждению монополистической деятельности, приказом Оренбургского УФАС России, группа лиц в составе: ООО «Фриз», ООО «ТТТ» включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, на товарном рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов в Оренбургской области, в продуктовых границах реализации бензина марки АИ-98 с долей более 50 %, и подтверждено нахождение в Реестре ОАО «Оренбургнефтепродукт» на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов в Оренбургской области.
Комментарии
Конфереция