ООО "Компания ТРАССА": для успешного развития нужны только конкуренция и контроль качества

Для успешного развития розничных независимых автозаправочных сетей, утверждает генеральный директор компании ТРАССА ОЛЕГ АЛЕКСЕЕНКОВ, нужны только конкуренция и контроль качества продукции и услуг. ООО "Компания ТРАССА" управляет в Москве и Московской области несколькими десятками автозаправочных комплексов с сетью супермаркетов и кафе, а также рядом сопутствующих предприятий и нефтебазой. Общий оборот компании в 2011 году превысил 7 млрд рублей. — На независимые сети АЗС приходится около 40% розничного топливного рынка страны. А какова тенденция? Вертикально интегрированные нефтегазовые компании (ВИНК) побеждают или независимые сети сохраняют свои позиции? — ВИНК хотели бы поделить весь рынок, но их возможности пока отстают от спроса. И в тех регионах, где предложение превышает спрос, появляются условия для конкуренции и, соответственно, образования независимых сетей АЗС. Пример — рынок Москвы и Московской области, где мы работаем. Другое дело, что конкуренция наиболее заметна все же в розничном секторе: здесь много сетей АЗС, предлагающих одинаковые продукты и услуги. А вот в оптовом звене ситуация противоположная. Здесь роли распределены между несколькими крупными игроками, и когда соотношение сил по тем или иным причинам начинает меняться, это сразу отражается и на розничном рынке. В том числе в масштабах региона (например, Москвы и Подмосковья). Оптовики начинают бороться за клиентов в лице независимых АЗС, а значит, у последних появляется возможность приобретать нефтепродукты по более низким ценам. А в регионах, где оптовый рынок более монополизирован, ВИНК объективно имеют преимущество и независимые операторы находятся в заведомо проигрышной позиции. Им просто неоткуда брать продукт по конкурентоспособной цене. Так что основные факторы, влияющие на жизнеспособность независимых сетей и позиции ВИНК,— это показатели спроса и степени монополизации топливного рынка в конкретном регионе. Чем они ниже, тем больше возможностей у ВИНК развивать свой сегмент. Самый большой недостаток ВИНК — это сложность управления, неспособность оперативно реагировать на рыночную ситуацию. В этом ключевое преимущество независимых АЗС над вертикально интегрированными сетями. Парадокс заключается в том, что, сколько бы мы ни говорили о качестве топлива (а именно этот критерий зачастую является основным при выборе потребителем той или иной АЗС), на самом деле это вопрос вторичный. Важно не то, насколько качественно продукт произведен — сейчас это способны обеспечить все нефтеперерабатывающие заводы, а в какой степени это качество сохранено! ВИНК не удается так хорошо контролировать качество топлива по всей логистической цепочке, как розничным сетям. И в этой связи преимущества ВИНК — надежность поставки и возможность сыграть на ценах — проигрывают таким качествам независимых операторов, как оперативность менеджмента, более жесткий подход к контролю качества продукта и попытки сегментироваться созданием дополнительных услуг и сервисов. — Нуждаются ли независимые сети в помощи со стороны государства? — На мой взгляд, поддержка розничного рынка сегодня вполне достаточна. Существуют биржи нефтепродуктов, на которых ВИНК продают свой товар. Нацеленность нефтяных компаний на работу с конечными потребителями исключает из цепочки посредников, завышающих цену. ГАМК довольно эффективно мониторит рынок на предмет ценовых сговоров. Что же касается различных льгот и преференций, то, по моему убеждению, в розничном сегменте нефтепродуктов они совершенно нецелесообразны. Единственное, в чем мы нуждаемся, так это в росте реальной конкуренции на оптовом рынке!
Комментарии
Конфереция