Видео. Итоги круглого стола на тему «Цены на топливо: тренд на повышение?»

Ситуация с обеспечение топливом регионов РФ сегодня стабильна, но в 2013 году в некоторых из них можно ожидать повторения дефицита. Такое мнение высказали эксперты отрасли 28 августа в Москве в ходе круглого стола на тему «Цены на топливо: тренд на повышение?».

"До конца этого года в обороте может находиться топливо класса 2, но с января - минимум 3 класса. Многие компании справились с повышением класса, но не все. Есть прогнозы, что в следующем году будет выпущено по сравнению с планами минус 600-800 тыс тонн. Это не очень много, но и не мало. В целом ситуация будет нормальной, но в отдельных регионах можно ожидать повторения прошлого года (когда был масштабный дефицит)", - считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

«Если мы посмотрим на последние 10 лет, мы увидим повторы: есть сезонные изменения цен в течение года и рост средних цен за год. Исключением были 2008 и 2009 годы, когда был кризис. За последнее время в связи с повышением акцизов, которые дифференцировались на 10% и будут увеличиваться в размере рубль на литр, инфляция в сочетании с акцизами и даёт ожидаемую цифру. В прошлом году цены выросли на ожидаемые 14%. В этом году ситуация, скорее всего, будет похожая. В начале года был процесс стабилизации в связи с политической обстановкой. Сейчас мировые цены на нефть вернулись на прежний уровень. Рынок начинает работать в соответствии с рыночными реалиями. Увы, мы видим рост оптовых цен, и он продолжается, в то же время как розничные цены растут куда меньшими темпами», - сказал Аркуша.

В 2013 году потери топливных ресурсов могут составить 700-800 тысяч тонн: «Потребителя волнует цена и качество. Если под качеством понимать экологические классы топлива, то я хочу напомнить, что в прошлом году кризис был связан с достаточно противоречивыми действиями правительства в начале года в попытке стабилизировать цены, что привело к большому оттоку нефтепродуктов на экспорт и росту пошлин, и с введением запрета на реализацию топлива ниже 3 экокласса, что привело к дефициту топлива 3-го класса внутри страны. В настоящее время в стране может находиться в обороте топливо не ниже 2 класса. С начала следующего года топливо должно будет иметь статус не ниже 3-го. Есть прогнозы, что в следующем году будет выпущено минус 700-800 тысяч тонн. Это не очень много, но и не мало. В целом, ситуация в стране будет нормальная, но в отдельных регионах можно ожидать повторения прошлого года – дефицит топлива соответствующих классов. В общем и целом, ситуация абсолютно стабильная, хотя рост розничных цен связан с ростом оптовых цен».

По словам начальника отдела генерации баз данных Российского энергетического агентства Сергея Ильина, сегодня отклонений и отрицательных тенденций на рынке не зафиксировано. "В начале года было 0,3 проц неработающих АЗС, в настоящий момент таких не наблюдается. Кроме того, в начале года не хватало 1,1 проц 95-го бензина и 4,31 проц дизтоплива, сегодня дефицита нет", - сообщил он.

"Во всех регионах наблюдается рост производства и отгрузки нефтепродуктов на внутренний рынок, дефицита топлива в ближайшее время не прогнозируется, рост цен в целом не превышает темпы инфляции", - отметил он.

В свою очередь, начальник отдела внутреннего рынка нефтепродуктов и газа Минэнерго РФ Алексей Заитов также уверен, что причин для беспокойства пока нет. "Все топливо, что выезжает за пределы РФ, - это топливо, не соответствующее техрегламенту или поставляющееся на дочерние предприятия нефтекомпаний за рубежом, но там небольшие объемы. Дизтоплива производят в избытке, поэтому больших проблем здесь не вижу, в том числе с отправкой на экспорт", - подчеркнул он.

По словам Заитова, сегодня запасы высокооктановых бензинов составляют 1 млн 450 тыс тонн, дизтоплива - более 2,2 млн тонн. При этом ремонты на НПЗ серьезных воздействий на рынок также не оказывают. "Пик ремонтов приходится на весну и осень. Минэнерго всегда рекомендует компаниям запасаться топливом на этот период, весной так было, и мы спокойно прошли весеннюю стадию ремонтов. Так будет и осенью", - пообещал Заитов.

В то же время есть регионы, которые находятся на постоянном контроле министерства. Это, уточнил Заитов, Дальний Восток, часть Сибири и московский рынок. "В целом ситуация достаточно стабильная, периодически возникают вопросы не производственного характера, а, например, доставки по железной дороге, но мы их в оперативном режиме решаем", - заключил он.

Рост цен на нефть связан с налоговой политикой и физической инфраструктурой. Об этом заявил заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев. «Динамика цен на нефть, несмотря на тезис о региональной монополизации рынков, имеет конкуренцию. Причины роста цен связаны с налоговой политикой и физической инфраструктурой. Осенью цены будут результатом накопленных потенциалов роста, последствием роста акцизов, конъюнктурного фактора. Мы видим, что, в зависимости от спроса физического, наблюдается снижение роста цен», - отметил специалист.

Он полагает, что цена на бензин не превысит отметку в 32 рубля: «Если говорить о прогнозах, то покупательная способность населения будет ограничена. У меня есть предположение, что больше 32 рублей на бензин не будет. Есть много факторов, их надо учитывать».

Руководитель департамента стратегических исследований мировой энергетики Российского энергетического агентства Александр Курдин отметил роль ФАС в редуцировании стремлений компаний повысить цены на бензин: «Сейчас мы наблюдаем отложенный эффект начала года. Компании хотят повысить цены, но мы всем помним штрафы ФАС. Повышение цен будет, скорее всего, постепенным и согласованным».

Комментарии
Конфереция