Анатолий Голомолзин о техрегламенте и законодательстве в области ТЭК

О том, что теперь предлагается сделать в сфере ТЭКа, рассказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

- В июле произошло очередное повышение акцизов, но при этом, по данным Росстата, роста цен зафиксировано не было. Почему так произошло, ведь многие ожидали, что будет скачок?

- Мы также фиксируем стабильность цен на розничном рынке. Несколько изменились оптовые цены, но это изменение также не было существенным и в розницу не транслировалось. Нужно понимать, что несколько факторов влияют на ситуацию.

В последнее время мировые цены были на относительно низком уровне, что давит на снижение цен в оптовом звене. Вместе с тем, имело место существенное (более 10%) снижение экспортных пошлин на нефтепродукты, также имел место рост акцизов. Последние два фактора оказывают давление на рост цен.

Цены на бензин меняются не существенно также и потому, что они соответствуют балансу спроса и предложения на внутреннем рынке. Традиционно - средина лета период относительной стабилизации спроса на рынке, а предложение обеспечивается в достаточных объемах. Кроме этого, внутренний рынок бензина в меньшей степени зависит от внешней конъюнктуры, поскольку в основном произведенный в стране бензин потребляется на внутреннем рынке, его поставки на экспорт незначительны. Рынок дизельного топлива более чувствителен к изменениям цен на внешнем рынке, поскольку примерно половина от произведенного в стране дизельного топлива отправляется на экспорт.

В конце лета - начале осени может усилиться влияние сезонного фактора, обуславливающего повышенный спрос на светлые нефтепродукты. Но в то же время у правительства есть рычаги влияния на эту ситуацию за счет использования созданных в достаточных объемах запасов топлива. Таким рыночным способом государство защищает рынок от необоснованных роста или колебаний цен. Тем самым сезонному фактору мы не даем возможности превратиться в спекулятивный. Сезонный фактор оказывает давление на цены, но не приводит к спекулятивному росту. Дополнительное предложение нефтепродуктов достаточно для обеспечения приростов потребления топлива, обусловленных сезонным спросом.

При этом налажено взаимодействие между органами власти. В частности, Минэнерго отслеживает вопросы, связанные с достаточностью производства топлива, согласовывает вопросы вывода НПЗ в ремонт. Мы в свою очередь отслеживаем ситуацию с ценами и отслеживаем ситуацию с запасами.

Возможно, в ближайшее время будут приняты решения о том, чтобы Росрезерв начал работать в режиме автоматического регулятора рынка. В случае угрозы создания дефицита топлива он будет "выбрасывать" на рынок дополнительные объемы, и это тоже будет дополнительным стабилизирующим фактором. Пока мы это делаем не в автоматическом режиме.

- Для этого нужны какие-то изменения в законодательстве? Какой предлагается механизм?

- Обсуждается вопрос подготовки соответствующего проекта постановления.

Механизм такой, что если запасы опускаются до уровня, после которого на рынке могут возникнуть проблемы, вступают в силу определенные алгоритмы. В соответствии с ними уполномоченная организация (один из вариантов - Росрезерв) в период повышенного (ажиотажного) спроса выставляет на бирже объемы нефтепродуктов на продажу. Причем делает это точечно по тем базисам поставки, где создается угроза дефицита. Запасы в резерве восстанавливаются в период низкого спроса. Тем самым обеспечивается устойчивость ситуации на внутреннем рыке.

- Некоторые эксперты говорили, что в московском регионе могут быть проблемы в связи с ремонтом МНПЗ?

- Мы эту ситуацию анализировали, анализ показывает, что сейчас, несмотря на то, что имели место некоторые проблемы на одной из установок по переработке, объем отпуска топлива Московским НПЗ соответствует тем объемам, которые у нас прописаны в рамках четырехсторонних соглашений и в рамках обязательств "Газпром нефти" по выпуску продукции необходимого качества.

Поэтому отсутствуют возможности недопоставки топлива на рынок региона. Ситуация и с накопленными запасами, и с производством топлива позволяет избегать каких-либо изменений или излишнего давления на рынок. Кстати, независимые участники рынка также подтвердили тот факт, что топливо поставляется на независимые АЗС, равно как и на АЗС ВИНКов, в достаточном объеме.

- Удалось ли вам вместе с Минэнерго согласовать с Минэкономразвития и Минфином идею о плавающих акцизах на топливо? Есть ли перспективы у предложения?

- Налоги являются основным фактором, влияющим на уровень цен на топливо. Их доля в цене составляет порядка 60 - 65%. Значение при этом имеют не только величина ставок налоговых и иных обязательных платежей, но также их структура и механизмы взимания.

Мы считаем, что нам удалось повлиять на восприятие наших предложений, и оно сейчас более позитивное, чем это было на первых этапах обсуждения. Поправки в части перехода на гибкую шкалу взимания акцизов все-таки должны быть приняты. Необходима гибкая система налогообложения, которая способствует рыночному ценообразованию, не допускает избыточной волатильности цен, и будет способствовать установлению цен на уровне, который отвечает соблюдению баланса интересов как поставщиков, так и покупателей.

Что характерно, среди участников рынка нет ни одного, кто бы негативно отзывался о наших предложениях. Сейчас мы имеем гибкую систему налогообложения по НДПИ и гибкую систему установления пошлин в зависимости от результатов мониторинга рынка за месячный период. И только акцизы продолжают оказывать несоразмерное давление на цены внутреннего рынка.

Такая структурная донастройка системы налогообложения будет способствовать рыночному ценообразованию при практически неизменной доходной базе бюджета в течение продолжительного периода, например, в течение года. Таким образом, при том, что поступления в бюджет меняются несущественно, корректирующее и регулирующее воздействие на рынок будет благоприятным. Это важно.

- А какие аргументы приводят противники предложения?

- Они отмечают, что поступления по акцизам направляются в дорожные фонды. Поэтому, чтобы обеспечить наполнение дорожных фондов требуется перенастройка не отдельно взятого налога, но и налоговой системы в целом. А также говорят, что налог сложно администрируемый.

Мы им на это отвечаем, что необходимость обеспечения устойчивости ситуации на рынке - вопрос сущностный, а совершенствование налогового администрирования -организационный. Мы понимаем и предлагаем, как решать этот сущностный вопрос. Что касается администрирования, то этот вопрос нам необходимо решать вместе с нашими коллегами, которые являются специалистами в этой части.

- Не собираетесь этот вопрос выносить на одно из заседаний правкомиссии по ТЭКу или президентской комиссии по развитию ТЭКа?

- Этот вопрос может быть предметом обсуждения в рамках соответствующих комиссий, в том числе в рамках обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием системы налогообложения в целом.

- Будут ли плавающие ставки акцизов введены с 2013 года?

-Мы полагаем, что это должно произойти. Будет ли это или нет - это вопрос непростой законотворческой работы. Но учитывая, что с 2013 года топливо 2 класса будет запрещено к обращению на внутреннем рынке, тема будет актуальной для топлива третьего класса, как минимум, еще на 2013 год. В этом смысле, конечно, необходимо эту систему принимать к исполнению в 2013 году. А вообще нужно говорить о более кардинальном изменении налоговой системы, но это предмет для отдельного разговора.

- Как обстоят дела с четырехсторонними соглашениями о модернизации НПЗ? Какие изменения необходимо внести?

- Подавляющее большинство компаний соблюдают установленные сроки. Есть компании-лидеры, некоторые из них уже перешли на выпуск только 5 класса. Сейчас они пожинают плоды, имея минимальный акциз по сравнению с их коллегами, которые не успели перейти на выпуск более качественных видов топлива.

Есть некоторые сложности с реализацией ограниченного количества соглашений. Когда ранее этот вопрос обсуждался на комиссии правительства по ТЭКу, было принято решение о возможности внесения некоторых изменений и дополнений в соглашения по модернизации. Но при этом специальным образом оговаривалось, что эти изменения не должны повлиять на поставки топлива на внутренний рынок.

Соответственно, соглашения должны обеспечивать соблюдение обязательств по поставке топлива, взамен тех объемов, которые по каким-либо причинам не могут быть выработаны на конкретном НПЗ. При этом соглашения станут чуть более детализированными, в них должны быть четко прописаны, как графики закупки оборудования, так и графики строительно-монтажных работ и в этой части могут быть изменены и дополнены соглашения.

- Не будет ли очередного переноса сроков запрета топлива Евро-2?

- Нет. Мы считаем, и это мнение и других наших коллег из правительства, что переносов срока технического регламента быть не должно. И необходимые объемы топлива требуемого качества будут безусловно произведены и поставлены на внутренний рынок. Некоторые вопросы, но не по объемам, а по качеству могут возникать лишь в отношении одного продукта - бензина. По всем остальным нефтепродуктам выполнение четырехсторонних соглашений идет с перевыполнением графика.

По бензину обсуждаются варианты перераспределения по поставкам для потребителей, которые имеют правовые основания потреблять топливо меньшего класса, чем третий, либо речь идет об экспортно-импортных поставках, либо о возможности замещения топливами, которые дополнительно вырабатывают другие участники рынка. В любом случае внутренний рынок никоим образом не почувствует каких-либо негативных последствий от возможных уточнений, связанных с исполнением четырехсторонних соглашений.

- Каков суммарный объем инвестиций по этим четырехсторонним соглашениям?

- По экспертным оценкам суммарно это более 1 трлн рублей. Отличие нынешней ситуации от прошлых лет в том, что ранее компании регулярно декларировали большие инвестиционные планы, но реализовывали их лишь наполовину. Сейчас же эти программы реально реализуются в полном объеме.

Вместе с тем, я бы сказал так, что те обязательства, которые закреплены в рамках четырехсторонних соглашений, не являются чрезмерными для компаний. Почему? Потому что это на самом деле программа-минимум. А вообще, конечно, нужна гораздо более серьезная и более глубокая модернизация нефтеперерабатывающих мощностей. Поэтому, в нашем понимании, это лишь первый шаг в масштабной модернизации.

- А какой шаг должен быть вторым?

- Второй шаг - это шаг компаний, которые хотят быть конкурентоспособными.

- То есть государство дальше не будет стимулировать переработку?

- Государство будет продолжать стимулировать нефтепереработку в рамках различных экономических механизмов. К примеру, за счет выравнивания пошлин на светлые и темные нефтепродукты стимулируется выпуск светлых нефтепродуктов. Развивая биржевую торговлю, государство создает механизмы хеджирования рисков и т.д.

Что касается четырехсторонних соглашений, то мы пошли на их подписание лишь с целью недопущения возникновения дефицита нефтепродуктов на рынке, следствием которого мог быть необоснованный рост цен. Это программа-минимум, то, без чего мы не могли решать возникшие было проблемы внутреннего рынка. А на будущее, чтобы компании развивались как передовые, современные компании, многим из них нужно еще очень и очень много заниматься этими вопросами.

- Как обстоят дела с нефтепродуктовыми биржами? Считает ли сейчас ФАС цены на бирже справедливыми? Устранили ли все разногласия и нарушения?

- Пока ситуация находится в развитии. С одной стороны важно, что уже значительный объем нефтепродуктов реализуется на бирже, и участники рынка, в том числе покупатели, получили этот новый канал сбыта. Многие авиакомпании покупают дополнительные объемы топлива на бирже. То же самое касается независимых АЗС, которые получили дополнительную возможность покрывать свои потребности. И в этом смысле площадка стала хорошим институтом для стабилизации ситуации на рынке.

То, что такая площадка есть, это, безусловно, плюс. Но сказать, что это уже хорошо работающий институт, мы пока не можем. Мы сейчас подготовили три документа. Один из них - это проект постановления правительства о регулярных торгах на биржевой площадке. В рамках этого документа мы прописываем механизм регулярной продажи топлива на бирже. Регулярные продажи на бирже будут следовать планам компаний по производству нефтепродуктов на предстоящий год с помесячной разбивкой. В течение месяца компании должны с равномерной разбивкой ежедневно продавать необходимые объемы.

Второй документ - это совместный приказ ФАС и Минэнерго, в рамках которого оговаривается, какие объемы должны поставляться на внутренний рынок. По каждому из топлив, которые прописаны в техническом регламенте, должна быть обеспечена биржевая торговля с поставкой топлива на внутренний рынок. Авиатопливо, бензин, дизельное топливо, мазут, нефть, каждый из этих товаров должны поставляться в постоянном режиме и не менее 10% от объема поставок на внутренний рынок. 10% - это цифра, которая вытекает из ранее выданного предписания ФАС в рамках первой и второй "волн дел" о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении крупнейших ВИНК.

И третий документ - это порядок предоставления информации об аффилированных лицах. Это делается для того, чтобы обеспечить условия рыночного ценообразования на площадке. Когда формируется индекс биржевых цен, он должен отражать результаты торговли между независимыми лицами или в режиме анонимности торгов.

Пока требования по обязательным объемам реализации на бирже, по порядку раскрытия информации касаются компаний, которые занимают доминирующее положение на рынке. В соответствии с законопроектом "О рыночном ценообразовании", мы предлагаем этот порядок распространить на все компании-производители нефтепродуктов в России.

- Если одна компания продает своему аффилированному лицу на бирже, какие последствия наступят?

- Речь идет о том, что такого рода сделки не будут учитываться при формировании итогового индекса биржевых торгов. Если на бирже будет значительный объем сделок между аффилированными лицами, то эти объемы не будут учитываться при оценке соблюдения требования по 10% поставки на внутренний рынок. Это пороговое значение является одним из индикаторов ликвидности торгов. Торговля топливом в меньших объемах не позволяет судить о биржевых ценах как индикаторе рыночной цены.

- Когда документы, о которых вы говорили, могут вступить в силу?

- Документы эти могут быть приняты в течение ближайших месяцев. Как минимум до конца года в нашем понимании эти документы уже должны начать работать, чтобы в следующий год уже входить с этой системой. Документы, которые касаются Минэнерго и ФАС, и ФАСовский документ могут быть приняты в очень короткие сроки.

Проект постановления может обсуждаться чуть больше, но мы тоже не видим особых проблем, учитывая, что слишком долгая дискуссия предшествовала вопросу формирования и развития биржевой торговли, поэтому уже все дискуссии, мы надеемся, что остались в прошлом.

Мы сейчас также обсуждаем вопросы создания так называемого биржевого совета (или биржевого комитета), где мы предполагаем обсуждать вопросы, связанные с совершенствованием правил биржевой торговли, с совершенствование правил игры и инструментов рынка нефти и нефтепродуктов. Так, пока не существует взаимного соответствия между тремя индексами: индекс Netback, внебиржевой индекс и биржевой индекс, поскольку они исчисляются по разным базисам, по разным алгоритмам. И некоторые, например, пытаются сравнивать Netback по Уфе с биржевой ценой на базисе Владимира. А это, как говорится, две большие разницы.

Поэтому в ближайшее время мы предполагаем с участниками рынка эти темы обсуждать в рамках этого биржевого комитета. Вопрос только в тактике его создания. У нас идет пока обсуждение этого вопроса с Минэнерго, они предлагают это сделать совместным приказом ФАС и Минэнерго, мы предлагаем это сделать в рамках соглашения, к которому присоединились бы все участники рынка.

- Он будет при каком-то органе, при министерстве?

- На начальном этапе он будет при органе, затем это может стать такой самостоятельной постоянно действующей площадкой. Например, в такой комитет может трансформироваться штаб по нефтепродуктам. Мы недавно провели заседание такое штаба в новом формате, который уже ориентирован на такую площадку для обсуждения инструментов рыночного ценообразования и развития рынка нефтепродуктов.

- Какие еще институциональные изменения ожидаются в ближайшее время?

- Завершается реализация мероприятий по обязательной регистрации на биржах внебиржевых контрактов. Это создает прочную основу для формирования цен во внебиржевом сегменте. Ранее эту информацию мы получали от информационно-аналитических агентств, которые в основном получали эту информацию путем опросов. Эта информация была всегда очень важной, но обсуждаемой была репрезентативность таких показателей. Когда регистрации будут подлежать все контракты, мы впервые получим основу для исчисления реального индекса цен внебиржевого рынка с учетом поставок как внутри группы лиц, так и для независимых участников рынка.

Также мы начинаем закреплять практику принятия торговых политик компаниями. Одна из таких компаний - "ТНК-ВР" по согласованию с ФАС приняла торговую политику в отношении поставки бензина. Это детальный, многостраничный документ, в котором оговариваются базовые принципы работы компании на рынке, условия ее взаимоотношений с контрагентами. В ближайшее время будет подготовлен аналогичный документ компании по дизельному топливу и по авиатопливу. Ожидаем и от других компаний совершения аналогичных действий.

Мы полагаем, что принятие торговых политик крупными компаниями, это еще одно институциональное средство, которое по значению может быть вполне соизмеримо с созданием и развитием биржевой торговли. Принятие нефтяными компаниями торговых политик является сигналом того, что хозяйственные отношения на рынке нефтепродуктов становятся цивилизованными.

Комментарии
Конфереция