Новое правительство Дмитрия Медведева может изменить систему налогообложения нефтяников "60-66"

Премьер Дмитрий Медведев провел первое совещание в новом качестве по налогообложению нефтегазового сектора. В офис "Газпром межрегионгаза" в поселке Газопровод на МКАД приехали члены правительства и главы крупнейших компаний. На встречу были приглашены главы "Роснефти" и "Газпрома" Игорь Сечин и Алексей Миллер, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, президент "Башнефти" Александр Корсик, совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон, глава "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов и гендиректор "Газпром нефти" Алексей Дюков. От правительства участвовали вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минэнерго Александр Новак и министр финансов Антон Силуанов.

Налогообложение нефтяной отрасли   не устраивает новое правительство. Дмитрий Медведев заявил, что ключевая для отрасли система "60-66", которая, по мнению нефтяников, довольно неплохо работает с октября 2011 года, "пока не то, что хотелось". Премьер пояснил, что налоговая система должна обеспечивать рост эффективности разработки месторождений и модернизацию НПЗ и, несмотря на "определенный эффект", Минэнерго, ФАС и Росстандарту следует "продолжить мониторинг модернизации НПЗ" и отчитаться в третьем квартале, а Минэнерго и Минфину — думать дальше над созданием удобных условий для инвестиций в добычу и переработку нефти.

Александр Новак признал, что есть "снижение объемов добычи по причине недостаточно гибкой налоговой политики", сказав, что "ключевой проблемой действующей налоговой системы" является налогообложение не финансового результата, а абсолютных показателей выручки нефтекомпаний. Это делает нерентабельным добычу значительного объема запасов, и имеет смысл вернуться к обложению нефтяников налогом на добавочный доход. "Иначе в отрасли может быть спровоцировано падение добычи уже в самое ближайшее время",— сказал господин Новак, предложив создать единую методику предоставления льгот по ввозным таможенным пошлинам на нефть, добываемую на морских месторождениях и на суше.

Всего неделю назад на встрече Аркадия Дворковича с нефтяниками, как говорят собеседники, Сергей Шаталов и замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский говорили, что действующая система налогообложения, наоборот, приводит к тому, что бюджет недополучает 55 млрд руб. доходов. Вчера   в ЛУКОЙЛе официально заявили, что выступают за сохранение системы "60-66", а остальные нефтекомпании неофициально говорят, что отмена маловероятна, потому что "альтернативы ей просто нет" и система проработает еще как минимум пять лет.

Зато высокая заградительная пошлина на бензин (90%) могла бы быть снижена, полагают нефтяники. Но Александр Новак, напротив, говорит о "дефиците качественных нефтепродуктов на внутреннем рынке" из-за срыва сроков модернизации НПЗ. Нефтяники уточняют, что трехсторонние модернизационные соглашения (нефтекомпаний, правительства и ФАС) оговаривают, что к 2015 году в России будет производиться около 180 млн тонн светлых нефтепродуктов, а объем рынка оценивается только в 120 млн тонн. "Деньги сейчас все вложат, но зачем столько — непонятно, поэтому не исключено, что соглашения пересмотрят",— говорит один из собеседников.

В нефтяной отрасли  модернизация НПЗ идет "в рамках установленной программы", но добыча на основных месторождениях падает, что связано "с устареванием текущей системы налогообложения добычи в целом". Система хорошо работает при ценах на нефть $40-50 за баррель, но не при нынешних, так как государство по-прежнему забирает большую часть ренты себе. Например, при цене нефти $60 чистый экспортный доход нефтекомпаний составляет $25 с барреля, а при цене $110 — немногим более $34. Конечно, система "60-66" увеличила чистую выручку в upstream $4 на баррель, но текущий уровень добычи за счет этого способен продержаться лишь в течение трех-четырех ближайших лет.

Комментарии
Конфереция