Механизм контроля за ценами на бензин обсудили на первом заседании нового кабинета министров

Дмитрий Медведев провел первое заседание нового кабинета министров. Сезонная проблема - дефицит бензина и как следствие скачек цен на него чаще под осень. Пока предпосылок к этому вроде бы нет.


Д.А.Медведев:  Теперь несколько подробнее о внутреннем рынке нефтепродуктов. Давайте включим Забайкальский край, Равиля Фаритовича Гениатулина.

Р.Ф.Гениатулин (губернатор Забайкальского края): Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В данный момент Забайкальский край ГСМ обеспечен. Абсолютно правильно подмечено, что у нас достаточно высокие цены. К сожалению, мы очень удалены от главных нефтеперерабатывающих заводов – от Ангарского завода на 2,2 тыс. км.

Д.А.Медведев: Много.

Р.Ф.Гениатулин: От Хабаровского – примерно на такое же расстояние, и, к сожалению, на расстоянии 3,3 тыс. км нет ни одного нефтеперерабатывающего завода. Безусловно, это сказывается на ценообразовании. На сегодня цены на 92-й бензин, средняя цена высока – 29,4 рубля, на 80-й – 28,33. Что мы делаем для того, чтобы цены не повышались? Во-первых, пять месяцев держим, удалось удержать, и даже немножко оптовые цены вместе с «Роснефтью» снизили примерно на 3,3%, по другому виду – на 4%. Развиваем сеть. Сегодня на территории работает уже 11 предприятий, которые обеспечивают ГСМ. Розницу очень активно развиваем, у нас сейчас 210 заправочных станций. За год построили шесть крупных, в этом году тоже около десятка введём в эксплуатацию, то есть создаём некую конкурентную среду. Я очень благодарен «Роснефти», потому что были пиковые ситуации зимой, когда буквально в ручном режиме приходилось договариваться об объёмах поставки. Мгновенно реагировали и Эдуард Юрьевич (Э.Ю.Худайнатов), и его помощники. Но я думаю, что от этой схемы нужно уходить, это напоминает 1990-е годы, когда мы за каждой тысячей тонн обращались в различные инстанции, чтобы нам отгрузили. Допустим, нам понятно сегодня, сколько надо на регион. По видам топлива мы хотели бы выйти на долгосрочные отношения, чтобы стабильно получали (с того же Ангарского завода, или привяжут нас к Комсомольску) тот объём, который необходим. На мой взгляд, это даже интересно нефтеперерабатывающим заводам, потому что по сути это своеобразный государственный заказ, а мы бы отвечали за то, чтобы этот заказ в полной мере выбирался. Как по сельскому хозяйству сделано: чётко определён лимит, мы это понимаем, мы следим, обеспечиваем выборку и поставку и всё остальное.

Ещё она просьба теперь уже непосредственно к «Роснефти». Я долгое время уже веду переговоры. Спасибо за создание филиала №7, он создан. Но я бы хотел попросить сделать оперативно следующий шаг: создать у нас на базе дочернее предприятие от «Роснефти». Это совсем другой уровень, естественно, это дочернее предприятие будет заниматься оптом уже более профессионально. И мы тогда с ним сможем работать уже по более большим объёмам. Вот у меня, собственно говоря, две просьбы, связанные с нефтепродуктами, – это создание филиала и попробовать всё ввести в такой плановый режим по лимитам поставки на территории.

Д.А.Медведев: По дочернему предприятию, по НПЗ я сейчас переговорю с руководством «Роснефти» на эту тему тоже. В свою очередь хотел бы обратиться к Игорю Юрьевичу Артемьеву (И.Ю.Артемьев – руководитель Федеральной антимонопольной службы). На ваш взгляд, всё-таки как обстоит ситуация? Потому что она в целом более или менее приемлемая, контролируемая. Есть и определенный наметившийся тренд на некоторое понижение цен на нефть на мировых рынках, что для формирования бюджета, наверное, не очень хорошо. Но для, скажем, решения задач бесперебойного и эффективного снабжения нефтепродуктами, бензином прежде всего, по доступным ценам, это неплохо. Как обстоят дела?

И.Ю.Артемьев: Большое спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич. В последние два месяца мы отмечали не вполне уместную активность компаний «Лукойл» и ТНК-BP по повышению цен, что не оправдывалось мировой конъюнктурой.

Как Вы справедливо заметили, в последнее время мировые цены падали примерно со 115 долларов за баррель до 102. И, собственно, мы направили предостережение этим компаниям, с тем чтобы эти цены неправомерно не повышались. И в настоящее время они их снизили либо снижали в последние месяц-полтора. И, собственно, наша задача, как мы ее видим, если будет продолжаться эта конъюнктура снижения цены на мировых рынках – обеспечить бесперебойную, буквально еженедельную трансляцию этого снижения на все наши рынки. Мы, соответственно, предупредили всех наших контрагентов – нефтяные компании, что мы это будем делать.

Вместе с тем есть один вопрос, который автоматически уже на основании принятых законодательных актов может привести к некоторым проблемам, – это намеченное с 1 июля повышение акцизов на нефтепродукты. Дело в том, что в Центральной части России сегодня даже 95-й бензин не переходит за границу 30 рублей, это очень важная психологическая граница. И, собственно, никогда у нас в последние годы в Центральной России не было таких стоимостей – больше 30 рублей. Для того чтобы не произошло соответствующего повышения, в частности, мы предлагаем несколько модифицировать схему поддержки сельхозпредприятий, безусловно, её сохранив, но при этом, возможно, если бюджет будет готов к этому, перевести всё-таки на прямое субсидирование из бюджета соответствующие поставки бензина нашим селянам. Поскольку, когда идёт 30-процентная скидка на бензин, никто не может гарантировать, что не начинается арбитраж. То есть бензин не утекает потом на те же бензоколонки, и учёт невозможно наладить даже при самой совершенной системе учёта. Поэтому если, с одной стороны, решение по акцизам принято и оно будет исполнено, то мы переведём всё-таки на бюджетную субсидию поставки селянам, или, если не успеем в этом году, тогда нужны другие меры, и тогда нам остаётся только надеяться, что ценовая конъюнктура, Дмитрий Анатольевич, пойдёт в нужном для нас направлении.

Д.А.Медведев: А в каком?

И.Ю.Артемьев: Всё-таки вниз, всё-таки она будет уменьшаться. Но нельзя допустить… Мне кажется, нужно специальное совещание в Правительстве, чтобы цены в Московском регионе не перешли границу 30 рублей за литр – это люди сразу увидят, они сразу скажут, что что-то происходит, что что-то не так. Этого допустить нельзя. Меры могут быть разные. В целом обстановка стабильная, она находится под контролем.

Д.А.Медведев: Ладно, хорошо. Тогда по этим вопросам я просил бы также поработать Минэнергетики, соответственно, Правительство и Федеральную антимонопольную службу. Сейчас я переговорю с «Роснефтью» тоже. Да, давайте...

Да, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину по телефону), привет! Да, значит, у меня сейчас видеоселектор, Игорь Иванович. Мы говорим про снабжение нефтепродуктами. Наши коллеги из Забайкальского края здесь на связи – Гениатулин, губернатор.

Говорят о такой теме, как создание дочернего предприятия «Роснефти» в Забайкальском крае. Потому что у них в чём проблема? У них расстояние с основными НПЗ – Вы знаете тоже, потому что занимались и помогали им, – 2–2,5 тыс. Из-за этого расстояния цены, естественно, очень быстро набирают обороты. Поэтому я хотел бы, чтобы вы проработали эту тему, значит, по дочерним предприятиям, в частности в удалённых местах, включая Забайкальский край, либо о строительстве НПЗ, но это уже, конечно, вопрос коммерческий, я не хочу ничего навязывать, это нужно считать, насколько там рынок большой.

(Слушает ответ И.И.Сечина по телефону.)

Давайте. Я сейчас скажу ему об этом, договорились. У меня просто сейчас эфир тут. Я вам перезвоню, договорились.

Значит, возвращаясь к тому вопросу, который вы подняли. Вот я только что Сечину позвонил, который сегодня должен сесть на хозяйство и стать председателем правления «Роснефти». Значит, что говорит руководитель «Роснефти»: они готовы рассмотреть идеи, которые вы выдвигаете, но просят всё-таки создать приемлемые для «Роснефти» коммерческие условия работы, включая работу на заправках. Значит, я не буду дальше погружаться в эту тему, вы постарайтесь найти здесь контакт, с тем чтобы «Роснефть» тоже считала для себя привлекательным заход в Забайкальский край. А вот эти вопросы по дочернему предприятию, может там по НПЗ, они готовы решать. Договорились? Всё, спасибо! Значит, давайте теперь передвинем камеру на Мурманск, Марина Васильевна Ковтун, пожалуйста! Как у вас ситуация с нефтепродуктами?

М.В.Ковтун (губернатор Мурманской области): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые участники совещания, я хочу доложить вам информацию об уровне розничных цен в Мурманской области.

На региональном рынке нефтепродуктов сохраняется стабильная ситуация. По данным Росстата, в Мурманской области в апреле 2012 года по сравнению с декабрём 2011 стоимость автомобильного топлива 92-го снизилась на 1,8%, 95-го – на 0,8%, дизельного топлива – на 1,5%. В среднем по СЗФО, наоборот, был отмечен рост цен на нефтепродукты на 0,6%, 0,7% и 0,9% соответственно.

Но в конце апреля, в мае после четырёхмесячного затишья в Мурманской области, так же как в других регионах, отмечено незначительное увеличение розничных цен на автомобильный бензин. За период с 30 апреля по 21 мая в Мурманске розничные цены на автомобильный бензин 92-й увеличились на 0,9%, 95-й – на 0,5%, по России – на 0,9%.

Розничные цены на нефтепродукты в нашем регионе традиционно выше средних по СЗФО. При этом в последнее время наблюдается тенденция выравнивания цен. В 2011 году превышение цен на автомобильный бензин в области над средними ценами по СЗФО составляло 5–7%. В декабре 2011 года – 4–5%, в апреле 2012 года – 2%.

С чем связано превышение розничных цен на нефтепродукты в нашем регионе? Причины, мы считаем, объективные. Во-первых, это отсутствие нефтеперерабатывающего завода в Мурманской области и значительная географическая удалённость области от НПЗ России. И, естественно, это обуславливает более высокие затраты на доставку, перевалку и хранение нефтепродуктов на нефтебазах, и, конечно, более высокие затраты предприятий на оплату труда, так как вся территория региона относится к районам Крайнего Севера.

По информации управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, на территории региона розничную реализацию продуктов осуществляет 30 предприятий, из них 12 являются монополистами, имеющими долю на локальных рынках в муниципальных образованиях более чем 35%. Участниками вертикально интегрированных нефтяных компаний являются три предприятия – это ОАО НК «Роснефть», «Роснефть-Мурманскнефтепродукт», ЗАО «Экспонефть» (это также «Роснефть») и ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт».

Д.А.Медведев: Марина Васильевна, нам сейчас необязательно эту картину всю разворачивать, она коллегам известна. Есть какие-то предложения по совершенствованию порядка снабжения или нет? Вот так, как у Забайкальского края.

Р.Ф.Гениатулин: По аналогии можно.

М.В.Ковтун: Мы в общем-то думали об этом и также хотели бы по аналогии с коллегами из Забайкальского края обратиться с просьбой сделать то же самое и у нас в Мурманской области.

Д.А.Медведев: Понятно, то есть создать ещё один НПЗ. Ну ладно, будем думать.

М.В.Ковтун: Да, ещё один НПЗ, потому что самый близкий к нам – это Кириши, 1800 км. Но там достаточно дорогое топливо.

Д.А.Медведев: Ладно. Будем думать над рационализацией системы нефтеперерабатывающих заводов и некоторых других структур и в «Роснефти», и в других компаниях. В целом ситуация, как я вижу, она такая неидеальная, но она в целом под контролем, особенно в связи с некоторым понижающим трендом, который в настоящий момент наметился. Тем не менее я знаю о том, что на территории Мурманской области хватает проблем в обеспечении энергией, мы с вами говорили на эту тему, нужно обязательно заниматься ею, включая вопрос ухода от зависимости от солярки и некоторых других видов топлива.

 

Комментарии
Конфереция