Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы

Правительство в последний год сделало многое для того, чтобы закрыть «утечки» бензина за рубеж, одновременно с этим снизить привлекательность экспорта мазута и тем самым стимулировать нефтяников к модернизации своих НПЗ. Одним из вариантов решения проблемы модернизации нефтепереработки стала новая формула расчета экспортной пошлины («60-66»), которая должна была снизить привлекательность экспорта темных нефтепродуктов. Производить мазут в России до последнего времени было довольно выгодно. До октября 2011 года экспортная ставка на темные нефтепродукты составляла всего 40% от экспортной пошлины на нефть, тогда как на светлые нефтепродукты – 70%. По этой причине более половины экспортируемых в Европу нефтепродуктов приходилось именно на мазут. Европейцы покупали его охотно. Цена российского мазута ниже цены сырой нефти, но получать из него бензин при наличии установки крекинга обходится дешевле. Отечественным же НПЗ было сподручнее продавать мазут за рубеж, потому что спрос на него на внутреннем рынке имеет ограниченный характер, а дальнейшая его переработка требует миллиардных инвестиций. В I квартале 2012 года доля жидких топлив (преимущественно мазут) в объеме экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье не только не снизилась, но даже достигла рекордного значения – почти 60%. По данным ФТС, экспорт жидких топлив увеличился за год на 10.5%, тогда как экспорт бензина и дизельного топлива за этот же период снизился. Снижение экспорта бензина вполне понятно – свою роль сыграла высокая экспортная пошлина. Но рекордный экспорт мазута после того, как пошлина на него выросла более чем на 70%, выглядит нелогичным. Таким образом, экспорт мазута остается вторым по значимости видом заработка для нефтяников, несмотря на существенное повышение пошлины. Складывается такое впечатление, что в России именно мазут является основным продуктом перегонки нефти, а бензин – лишь его побочная составляющая.
Комментарии
Конфереция