Новые правила оформления ДТП: справки без печати подразделения ГИБДД

Новые правила оформления ДТП: с начала апреля Госавтоинспекция стала выдавать справки без печати подразделения ГИБДД. Беспокойство автолюбителей, которые сталкивались с проблемами выплат по ОСАГО и каско из-за неверно оформленных госавтоинспекцией документов, поддержали эксперты — сами страховщики.

Случилось же вот что. Больше года назад, 1 апреля 2011 года, МВД РФ выпустило приказ N154 "Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии". Эта справка считается ключевым документом, который требуют страховые компании при оформлении выплат ущерба по ОСАГО и каско в случае оформления ДТП инспектором. Разумеется, есть возможность оформлять незначительные аварии и без ГИБДД, и без справки о ДТП в рамках так называемого европротокола. Но владельцы авто пользуются ею не часто, примерно в 5% случаев. Новая форма справки, согласно приказу МВД, действует с 1 февраля 2012 года. В марте же во все территориальные подразделения Госавтоинспекции были направлены методические рекомендации по оформлению указанной справки и образцы ее правильного заполнения.

О том, что именно изменилось и зачем понадобилось что-то менять, подробно рассказал замначальника ГИБДД РФ Владимир Кузин. По его словам, самых значимых изменений два: на справке о ДТП не требуется ставить круглую печать подразделения ГИБДД, а также инспекторам ДПС, которые выдают справку, запрещено вписывать в нее фразу о "возможности скрытых повреждений".

Что касается "возможности скрытых повреждений", эту формулировку инспекторы ГИБДД стали вписывать в справку о ДТП по многочисленным просьбам автовладельцев, столкнувшихся с отказами в выплате. Между тем, как справедливо отметил Виктор Кузин, инспектор ДПС не должен и не может догадываться о наличии или отсутствии таких повреждений при ДТП — это задача эксперта.

Гораздо более острой оказалась тема круглой печати. Владимир Кузин пояснил: отменив необходимость ехать в ГИБДД за этой печатью, Госавтоинспекция также пошла навстречу водителям, попавшим в ДТП. На справке всегда был и остался угловой штамп отделения ГИБДД. Тем более что и госавтоинспектор, который заполняет справки о ДТП, ставит на ней свою подпись, а он — должностное лицо. Так что изменения в оформлении справки, казалось бы, ничего серьезно не изменили.

Но оптимизм генерала Кузина не поддержали страховщики. Зацепил их вот какой момент: "Бланк справки о ДТП должен иметь угловой штамп, а сам штамп может быть как оттиском углового штампа (в традиционном его значении), так и нанесен с применением печатающих устройств". Иными словами, штамп на справке может быть нанесен с помощью ксероксов, принтеров и т. п. "При этом методические рекомендации прямо запрещают заверение справки оттиском печати органов внутренних дел. Очевидно, что в тех случаях, когда подлинность справки будет вызывать у страховщика сомнение, он будет вынужден обращаться в подразделения ГИБДД с запросами об официальном подтверждении легитимности представленной им справки",— поясняет позицию страховщиков глава дирекции розничного бизнеса ОСАО "Ингосстрах" Виталий Княгиничев.

Страховщики предполагают, что объем таких запросов будет значительным, а "трудозатраты по их обработке несопоставимы с трудозатратами по надлежащему заверению справки оттиском печати". "Очевидно, что сроки выплаты возмещения в этом случае возрастут",— говорит Виталий Княгиничев. Один из страховщиков не исключил даже возможности повышения из-за этого стоимости полиса каско: "Если из-за отсутствия печати придется проверять каждую справку, не исключено, что страховщики просто введут повышающий коэффициент для расчета стоимости каско".

Могут ли оправдаться эти прогнозы? Разумеется, могут. Разве что при цене полиса за 55-60 тыс. руб. для иномарки экономкласса и при существующей конкуренции на рынке каско повысить цену на полисы страховщикам без сговора будет проблематично. За остальными вариантами повышения цен пристально следит Федеральная антимонопольная служба. А вот что касается увеличения сроков выплат компенсации ущерба по ДТП, то в это верится легко. Не то чтобы у страховых компаний не было никаких регламентов, которые они обязаны соблюдать. Просто сроки выплат и без того нередко затягиваются. И если кто-то подумал, что справка о ДТП с печатью была в этом плане чем-то лучше, чем без печати, то он глубоко заблуждается. Как, скорее всего, заблуждаются и те, кто говорит, что справки о ДТП без печати ГИБДД как-то резко ухудшат существующее положение дел.

Если любое, даже не самое значимое, событие, затрагивающее автостраховку, приводит к массовой истерии автовладельцев, значит, это кому-нибудь да выгодно. Ведь на Западе такой фокус провернуть невозможно: во всем мире ДТП оформляется в рамках "европротокола", и только те случаи, когда нанесен ущерб жизни и здоровью, оформляются дорожной полицией. В России, казалось бы, эта система тоже есть: ДТП, при которых ущерб не превышает 25 тыс. руб., можно оформить без ГИБДД, лишь заполнив извещение, прикрепленное к каждому полису ОСАГО. Однако это почти никогда не работает. Во-первых, потому, что лимит выплат по ущербу ограничен смехотворной суммой (чего, по словам страховщиков, нет ни в одной европейской стране). А во-вторых, все из-за той же боязни водителей "оформить что-то не так".

Этот расклад здорово способствует развитию относительно нового в нашей стране бизнеса компаний аварийных комиссаров. Купив карту клиента в такой компании примерно за 2,5 тыс. руб., автовладелец получает круглосуточную помощь на месте ДТП, выезд аварийного комиссара, сбор необходимых документов в ГИБДД/ОВД и юридическое сопровождение. А в крупных компаниях карта предусматривает даже бонусные программы, то есть чем чаще водитель попадает в передряги на дорогах, тем больше скидок он получает у компаний—партнеров страховщика: на АЗС, в автосервисах, банках и т. п.

У аварийных комиссаров — большое будущее, если учесть, что "европротокол" действует у нас с марта 2009 года, а методические рекомендации о том, как это правильно оформлять, появились на сайте РСА только спустя три года — в феврале 2012 года. При этом, по данным самого РСА, в 2010 году восемь из десяти отказов в выплатах страховщиков по "европротоколу" были связаны с неправильным оформлением документов водителями. Сейчас статистика страховщиков лучше: число отказов в выплате компенсаций по ДТП, оформленному по упрощенной схеме, лишь в два раза выше, чем в случае оформления ДТП стандартным способом, то есть с помощью автоинспектора.

Комментарии
Конфереция