Анализ стратегии развития «Роснефти»: капитализация - $200 млрд

Согласно стратегии развития к 2030 году «Роснефть» должна превратиться в глобальную энергокомпанию, обеспечивающую высокие доходы акционерам. За это время она планирует найти четыре-пять стратегических зарубежных партнеров, войти в крупные международные проекты и удвоить капитализацию. Для этого в «Роснефти» будет внедрена новая модель управления, а инвестиции в ближайшие десять лет составят более 120 млрд долл.

Еще в прошлом году «Роснефть» обещала опубликовать новую стратегию развития до 2030 года, но так и не сделала этого. Источник, близкий к компании, утверждает, что стратегия готова на 90% и ее часть уже прошла рассмотрение в совете директоров. На вопрос, почему ее до сих пор не приняли, собеседник ответил: «Компания очень активно развивается, и программу приходится постоянно дополнять».

Главная задача новой стратегии — сделать из «Роснефти» глобальную энергетическую компанию, которая будет обеспечивать устойчиво высокие доходы акционерам за счет роста, повышения эффективности и инноваций. Сейчас компания является лидером по росту добычи, но не обеспечивает стабильно высоких доходов акционерам, признает «Роснефть» в презентации. Однако в ней ничего не сказано о том, на какой размер дивидендов смогут рассчитывать акционеры. Зато стоит стратегическая цель — в капитализации достичь уровня лидеров мирового энергорынка. Так, новая «Роснефть» будет стоить более 200 млрд долл. Капитализация компании на 23 марта составляла около 76 млрд долл.

По итогам прошлого года в рейтинге мировой рыночной капитализации, составленном PFC Energy, «Роснефть» занимала 17-ю строчку (74,7 млрд долл.). Самой дорогой компанией остается ExxonMobil (406 млрд долл.), за ней идут PetroChina (276,6 млрд долл.), Shell (234,6 млрд долл.). Для того чтобы догнать Chevron (четвертое место, капитализация 211,9 млрд долл.), «Рос­нефти» нужно постараться опередить таких крупных игроков, как, например, Petrobras (156,3 млрд долл.), BP (135,5 млрд долл.), «Газпром» (122,6 млрд долл.), Total (121 млрд долл.) и Sinopec (97,4 млрд долл.).

Помимо этого стратегия «Роснефти» выделяет четыре приоритетных направления — это внедрение новой модели управления компании, стабильный и рентабельный рост добычи нефти и газа, модернизация нефтепереработки и развитие нефтехимии, повышение эффективности реализации нефти и нефтепродуктов. Успешная работа по этим направлениям создаст для компании 70 млрд долл. дополнительной стоимости и приведет к диверсификации портфеля бизнеса.

Для достижения поставленных задач «Роснефть» намерена инвестировать 70 млрд долл. до 2015 года и 54 млрд долл. на период 2016—2020 годов. К 2020 году рост добычи должен составить 170—180 млн т н.э. (из них 25% придется на добычу газа), а к 2030-му — до 200 млн т н.э. Увеличение производства газа произойдет в том числе за счет приобретения газовых активов за рубежом, прежде всего на азиатских рынках. Сейчас доля газа в общей добыче углеводородов составляет 10%. Российские НПЗ «Роснефти» будут модернизированы (7,3 млрд долл. с 2011 по 2015 год), что позволит увеличить их стоимость на 21 млрд долл.

Анализ стратегии развития Роснефти капитализация - $200 млрд

Компания уже давно заявляла о планах продать свои непрофильные активы (строительный бизнес, Всероссийский банк развития регионов, оздоровительные комплексы и транспорт общего назначения). По подсчетам «Роснефти», это принесет ей 2 млрд долл., еще 1—3 млрд долл. — продажа низкоэффективных активов в основных видах бизнеса. От нефтесервисного бизнеса компания отказываться не будет. Планируется, что эти активы будут консолидированы с привлечением стратегического партнера для докапитализации.

Международная экспансия в секторе downstream будет избирательной, уточняют в компании. Что касается зарубежного партнерства, то «Роснефть» планирует ограничиться максимум четырьмя-пятью компаниями. В результате она рассчитывает стать к 2020 году оператором двух-трех крупных проектов за рубежом. В прошлом году госкомпания объявила о партнерстве с ExxonMobil.

Среди других крупных потенциальных партнеров в презентации указаны Shell, Total, Chevron, CNPC, BP.

Между тем менеджмент считает, что «Роснефти» необходима новая модель управления. Сейчас она централизованна — с единственным центром принятия решений. Стратегия предполагает создание семи классических бизнесов, ответственных за экономический результат.

Сейчас жестко централизованная система управления «Роснефти» является крайне неэффективной, поэтому необходимо больше полномочий передавать в ключевые управления по сегментам бизнеса, но излишняя сегментация структуры управления также чревата не менее серьезными перекосами. «Не думаю, что предложенная новая бизнес-модель «Роснефти» может быть в полной мере реализована на практике в российских реалиях», — говорит он.

 

Комментарии
Конфереция