«Башнефть» выходит на топливный рынок Татарстана через джобберский договор с «Автодорстроем»

На десятках автозаправок Татарстана скоро появятся вывески «Башнефть». Это результат заключения компанией «Автодорстрой» джобберского договора (о прямой поставке нефтепродуктов от поставщика) сроком на пять лет с башкирским поставщиком.

Как рассказал газете   коммерческий директор ООО "Автодорстрой" Алексей Пятницин, сейчас «Башнефть» разрабатывает новый бренд и фирменный стиль для автозаправок, определяет стандартные условия для договоров франчайзинга. «Поэтому количество АЗС, которое перейдет под вывеску «Башнефти», пока озвучить не можем.

Сама инициатива начать подобное сотрудничество возникла после публичного приглашения нефтяной компании к участию региональных сетей в программах джобберства и франчайзинга», - говорит Пятницин. Надо отметить, что «Автодорстрой» включает 51 АЗС в РТ и Самарской области, а также 16 АГЗС в Татарстане.

В самой компании «Башнефть» сообщили, что пока не комментируют СМИ информацию по реализации соглашения. «Процесс ребрендинга находится в начальной стадии», - заявили в пресс-службе нефтяной компании.

В то же время участники рынка говорят, что "Башнефть" договора заключает только с компаниями, имеющими сеть, состоящую не менее чем из пяти эффективных АЗС. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», джобберский договор предполагает, что размер фиксированной выплаты за пользование товарным знаком "Башнефть" составляет 150 тыс. рублей в год с одной АЗС, скидка в 10% полагается, если в сети больше 20 АЗС. Один из участников рынка на условиях анонимности рассказал, что джобберские и франчайзинговые соглашения активно практикуются на рынке нефтепродуктов. Однако здесь есть свои издержки: «К примеру, «Татнефть» отказалась от джобберских соглашений. Поскольку нередко АЗС нарушали джобберские кондиции, играли ценой: где-то демпинговали, где-то задирали цену, могли продать под видом «Татнефти» некачественный товар. Все это ударяло по «Татнефти», - рассказывает собеседник. - Что касается системы франчайзинга, то она распространена у «Лукойла» (надо отметить, что несколько АЗС «Автодорстроя» перешли по вывеску «Лукойла» и до сих пор работают). Правда, после начала кампаний по борьбе за качество топлива, за последние год-два «Лукойл» поснимал половину своих вывесок с частных станций».

Также надо отметить, что франчайзинговую схему пытается развивать и «Татнефтепродукт», заключая соглашения с бывшими АЗС, работавшими под вывеской «Витязь» в Самарской области. Здесь татарстанцы пытаются жестко контролировать качество продаваемого топлива, которое бензовозами возится с казанской нефтебазы.

IMG_0797.jpg
 "Автодорстрой" имеет 51 АЗС в Татарстане и Самарской области, а также 16 АГЗС в республике

Общий объем розничного рынка нефтепродуктов Татарстана составляет около 800 АЗС, в объемах - 1,15 миллиона тонн бензина и 1,5 миллиона тонн дизельного топлива. На рынке наибольшую долю занимают «Татнефтепродукт» (167 АЗС, 21% рынка), «Татнефть» (153 АЗС, 19% рынка) и «Автодорстрой» (около 50 АЗС, 6% рынка).

Большинство франчайзи заключают контракты с крупными нефтяными компаниями на один-два года с правом продления сотрудничества по обоюдному соглашению сторон. В договоре устанавливаются стоимость франчайзинга и поквартальный график поставок топлива со стороны франчайзера.

«Татнефть», ТАИФ и «Татнефтепродукт» планируют расширять долю рынка на основе взаимного сотрудничества. С другой стороны, «Башнефть» планирует активно расширять свою розничную сеть с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах. Татарстан интересен «Башнефти» еще и потому, что территориально близок к принадлежащей ей уфимской группе нефтеперерабатывающих заводов.

Франчайзинг на рынке АЗС активно используется, поскольку он позволяет осваивать новые регионы при минимальных затратах. Первоначальные расходы берет на себя франчайзи, на них нефтяные компании перекладывают также издержки по содержанию АЗС.

IMG_0802.jpg
Сейчас половину потребностей автотоплива для татарстанского рынка закрывает ТАИФ-НК

Павел Строков - директор по стратегическому развитию ООО ИАЦ «Кортес» (Москва):

- «Башнефть» очень активно развивает собственно сбытовую сеть, в том числе и через такого рода программы (соглашение о сотрудничестве и подписание джобберского договора). У этой компании достаточно широкие планы по регионам, и то, что она открывает в Татарстане, - это несомненный плюс. «Башнефть» получает плюс по реализации продукта и по неким долям рыночного сегмента, а франчайзи получают гарантированный продукт по заранее оговоренным ценам, плюс к этому поддержку на региональном уровне. На рынке АЗС франчайзинг используется активно. В первую очередь он используется для выведения больших компаний на региональные рынки.

Ирек Сулейманов - президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

- «Автодорстрой» – это серьезная сильная компания. В Татарстане башкирский бензин реализуют порядка 40 - 50 процентов. Точно не меньше 40 процентов, потому что наш собственный завод бензина (имеется в виду ТАИФ-НК) обеспечивает наши потребности только на 50 процентов. Основной поставщик по республике – это, конечно, «Башнефть».

Комментарии
Конфереция