Минэнерго придумало формулу цены топлива на АЗС: стоимость на нефтебазе + премия

Государство намерено ограничить предельную надбавку на бензин для независимых АЗС: рост стоимости топлива на них будет определяться по специальной формуле. Ее разработало Минэнерго и предложило включить в договор с нефтяными компаниями. Если предложение будет принято, то надбавка, которую смогут устанавливать независимые АЗС, в этом году составит 4,5 тыс. руб. за тонну продаваемого горючего. В случае ее превышения компаниям грозит штраф или расторжение контракта.

Минэнерго рекомендует российским нефтяным компаниям ввести в договор купли-продажи топлива между нефтебазами и независимыми розничными операторами пункт, согласно которому последние будут устанавливать розничную цену на дизтопливо и бензин по формуле, рассказали   источники, знакомые с предложением ведомства. Цена топлива на АЗС должна быть равна сумме его стоимости на нефтебазе и премии. Она в 2012 может быть установлена на уровне 4,5 тыс. руб. за тонну, что составляет около 3,5 руб. за литр АИ-92 и 3,6 руб. за литр дизтоплива, с последующей ежегодной индексацией на уровень инфляции.

Если надбавка будет выше указанной, то ведомство предлагает включить в договоры штрафные санкции в адрес недобросовестных покупателей вплоть до прекращения им отгрузки товара. В Минэнерго полагают, что эта мера позволит ограничить необоснованное обогащение отдельных операторов розничного рынка. Так, например, в Сахалинской области «Роснефть» продает бензин АИ-92 по цене около 28 руб. за литр, в то же время средняя цена у независимых операторов, которые закупают топливо мелким оптом, в том числе и у «Роснефти», составляет 35,3 руб. за литр.

В Минэнерго подтвердили, что такое предложение действительно было разработано «для того, чтобы граждане России имели возможность приобретать топливо без лишней накрутки». Оно уже направлено в ФАС и Минэкономразвития. По мнению Минэнерго, в случае принятия таких мер внутренний рынок получит прозрачный механизм ценообразования, а у операторов АЗС не будет возможности извлечь необоснованный доход. При этом розничным операторам, в свою очередь, будет гарантирован дифференциал между мелкооптовой ценой и ценой на АЗС, который позволит реализовывать топливо, получая прибыль, а не работать в убыток. При этом в министерстве отмечают, что практика рекомендации конечной цены продукции в России уже существует для ряда продуктов.

Вертикально интегрированные нефтяные компании в обсуждении этой инициативы не участвовали, рассказали   в двух ведущих нефтяных компаниях. «Предлагаемая Минэнерго мера не позволит недобросовестным операторам топливного рынка спекулировать ценами», — сказали   в «Роснефти», добавив, что сама компания всегда придерживалась политики умеренного ценообразования.

«Премия на топливо для независимых АЗС колеблется от нуля, как это было в период кризиса на нефтепродуктовом рынке, до 7 руб. за литр. Сейчас средняя премия в зависимости от региона составляет 3—6 руб. за литр, и устанавливают ее компании, кому как позволит совесть», — рассказал   один из независимых участников нефтепродуктового рынка. Идею Минэнерго он считает хорошей. «Если будет стабильная премия, значит, будет живая конкуренция между независимыми АЗС — каждая из них будет стремиться предоставить лучшие услуги», — полагает он.

Минэнерго придумало формулу цены топлива на АЗС: стоимость на нефтебазе + премия

В то же время эксперты выступают против административного вмешательства в розничное ценообразование. «Любые попытки ручного регулирования приведут к дефициту топлива и другим кризисным явлениям», — считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Кроме того, розница — это единственный конкурентный сектор в отрасли, в отличие от добычи и переработки нефти, отмечает эксперт, поясняя, что сверху на розничные цены давит рыночная конкуренция, а снизу — оптовые цены.

Директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков отмечает, что предложение Минэнерго носит рекомендательный характер и предусматривает только одностороннюю ответственность — со стороны независимых АЗС. Впрочем, по его подсчетам, формула вполне применима для мелкооптового рынка — независимые операторы ничего не будут терять даже в кризисные для топливного рынка периоды (см. таблицу). Но неясно пока, будет ли каким-либо образом регулироваться мелкооптовая цена.

 

Комментарии
Конфереция