Несмотря на падение отпускных цен НПЗ, на АЗС бензин не дешевеет

Нефтяные компании выполняют неформальную договоренность с Минэнерго не повышать отпускные цены НПЗ. Однако этот «общественный договор» — в некоторой степени лукавство, ведь зимой цены на топливо и без того снижаются, о чем свидетельствуют данные ИАЦ «Кортес» и Росстата. При этом на фоне заметно подешевевшего опта розничные цены практически не меняются.

Цены на российских АЗС замерли: они не растут, но и не падают — хотя основания для снижения есть. В то время как падение отпускных цен на НПЗ с начала года достигло уже 4%, розничные снизились от силы на 0,6%. С начала года самый популярный бензин АИ-92 подешевел на восемь копеек, а 95–й — на 17 копеек.

Разрыв между оптовой и розничной ценой нарастает. В то время как оптовые цены снижаются с октября, розничные либо повышаются, либо стоят на месте. Цены на АЗС плавно росли до конца января, потом за одну неделю слегка упали, а за последнюю неделю остались на месте. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) — средние цены на бензин марки АИ-92 составляли на 10 января 2012 года 26,32 рубля за литр, на 30 января — 26,18 рубля. Об этом говорят и данные ИАЦ «Кортес»: 92-й бензин на 30 декабря 2011 года стоил 26,57 рубля за литр, на 3 февраля 2012 года — 26,47 рубля.

Отпускная цена нефтеперерабатывающих заводов на тот же 92-й бензин на конец 2011 года составляла 26,36 тыс. рублей за тонну, на 3 февраля — уже 25,76 тыс. рублей. Если бы снижение цены нашло отражение в розничных ценах, то литр Аи-92 на АЗС стоил бы дешевле не на восемь копеек, а чуть ли не на 70 копеек.

Нефтяники считают нынешние цены справедливыми.

— Сейчас по идее период стабилизации цен… Нефтяные компании прекрасно знали, что с 1 января будут повышены акцизы на все моторное топливо, поэтому подготовили достаточно большой запас топлива еще в декабре, — говорит представитель компании «Лукойл».

Однако, по его мнению, все равно рано или поздно рост цен начнется: накопленных выше обычной нормы запасов хватит лишь еще на полтора-два месяца.

По словам источника еще в одной крупной нефтяной компании, нынешние цены являются  экономически обоснованными, и повышать их нет смысла. Но и снижения цен на заправках ждать не стоит. Розничные торговцы идти на это не готовы.

— На дизтопливо с осени цены сильно поднимались. Поэтому в преддверии зимы мы закупили большую партию зимнего дизтоплива и керосина, — рассказывает генеральный директор ООО «Дорис-нефтепродукт», президент Чувашского топливного союза Андрей Агеносов. — После нового года отпускные цены на НПЗ стали опускаться на 4–5 тыс. Получается, я купил топливо по дорогой цене… Конечно, я на заправке держу высокие цены. Мы, независимые АЗС, в отличие от вертикально интегрированных компаний, ничем не защищены: если бы я не купил эту партию, кто знает, вдруг бы столкнулся с дефицитом?

Между тем, маржинальная доходность автозаправочных станций с декабря неуклонно повышалась. И выросла на 92-й и 95-й бензины без малого в два раза — с примерно 8% до 14%.

— Сейчас маржа автозаправочных станций составляет 14%, но это очень мало, — говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

По его мнению, маржинальная доходность должна быть как минимум 15%, чтобы обеспечить покрытие всех налогов, затрат и минимальную — 1–2% — прибыль.

ФАС такое положение находит вполне естественным.

— Были сделаны запасы в предыдущие периоды в размере более 1 млн т по дизельному топливу, и то же самое касается бензина. Колебания цен слишком краткосрочные, чтобы можно было делать какие-то выводы. Мы, естественно, ситуацию мониторим, но пока никаких действий предпринимать не собираемся, — заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Так как же будут вести себя розничные цены на топливо? Практически все участники рынка сходятся во мнении, что очередного скачка цен стоит ожидать весной.

До марта цены расти не будут, а потом поднимутся, потому что акцизы поднялись. Как ни боролось наше правительство за низкие цены в прошлом году, за прошлый год цены на топливо в среднем выросли на 14%. В этом росте 7% пришлось на инфляцию, а 7% — на увеличение акцизов на топливо, — резюмирует Евгений Аркуша. — Бороться с ценами административными методами нельзя, нужно использовать экономические рычаги — снижение налоговой нагрузки, изменение тарифно-таможенного законодательства, отвязку цен от мировых путем тех же налоговых изменений. Только так можно добиться реального снижения цен.

Первую волну повышения цен можно ожидать в марте-апреле с увеличением спроса. А с 1 июля еще раз будет повышен акциз, поэтому с 1 июля можно ждать второй волны повышения цен, считает представитель «Лукойла».

Комментарии
Конфереция