Рост оптовых цен на дизельное топливо докатился до розницы

Угроза дефицита зимнего дизтоплива, с которым столкнулись оптовые покупатели в сентябре—октябре, отразилась на розничных ценах. По данным Росстата, розничные цены на дизтопливо с начала ноября выросли на 4,8%, а с начала года рост цен составил 16,9%. Средняя цена по России за неделю с 14 по 20 ноября составила 27,28 руб. за литр.

Напомним, что одной из причин апрельского топливного кризиса стало повышение экологических требований к бензинам — запрет реализации "Евро-2" и переход на "Евро-3". В результате компании, которые не подготовились к производству высококачественного топлива, были вынуждены увеличить экспорт своей продукции, а высококачественный бензин для своих сетей закупать у других компаний. Резкое увеличение экспорта и нарушение логистических связей привело к перебоям с бензином.

С середины сентября в РФ вводятся более жесткие требования к содержанию серы в дизтопливе. Чтобы избежать повторения ситуации, правительство заявило о намерении заблаговременно накопить запасы дизтоплива в фонде под управлением "Роснефтегаза". По словам участников рынка, в результате была использована более простая схема: компании нарастили запасы на своих НПЗ и нефтебазах, прислушавшись к "рекомендации" Минэнерго. Однако увеличение запасов нефтепродуктов говорит об отсутствии угрозы дефицита лишь в условиях свободного рынка. Правительственная "рекомендация" увеличить запасы привела к обратному результату — изъятие с рынка значительных объемов дизтоплива привело к росту цен.

Как и в ситуации с бензином, фактором роста цен на дизтопливо стал и рост экспорта. К моменту запрета на реализацию в РФ дизтоплива с содержанием серы 1000 ppm этим топливом была заполнена большая часть трубопроводной системы "Транснефтепродукта": труба компании стала работать в основном на экспорт. При этом мощностей железнодорожных терминалов НПЗ не хватало для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Кроме того, "рекомендация" увеличить запасы дизтоплива прозвучала в начале осени — в сезонный пик авиаперевозок. Увеличение производства дизтоплива привело к сокращению производства авиакеросина — выход этих нефтепродуктов обратно пропорционален. Кроме того, распространенной практикой среди мелких оптовиков является превращение летнего дизтоплива в зимнее путем добавления в него до 20% авиакеросина. С запретом на реализацию высокосернистого дизеля разбавление его авиакеросином стало также способом снижения в нем процентного соотношения серы, что также способствовало увеличению спроса на авиакеросин.

Результатом подобных манипуляций стал устойчивый в последние месяцы рост как спотовых, так и биржевых цен — как на авиакеросин, так и на дизтопливо. По данным ИАЦ "Кортес", средняя биржевая цена на зимний дизель, составлявшая в сентябре 26 тыс. руб. за тонну, к 18 ноября выросла до 30,5 тыс. руб. за тонну. Биржевая цена на авиакеросин за тот же период выросла с 27 тыс. до 33,6 тыс. руб. за тонну. Цена керосина в аэропортах "в крыло" с сентября выросла на 3 тыс. руб. и превысила 35 тыс. руб. за тонну. При этом биржевые цены на все виды автобензинов имеют тенденцию на снижение с лета текущего года.

Рост потребительских цен на дизтопливо, зафиксированный Росстатом в последние недели, стал лишь отражением роста цен в оптовом сегменте. В "Транснефтепродукте" сообщили, что вся система трубопроводов будет очищена от высокосернистого дизеля и заполнена топливом с разрешенным содержанием серы в 500 ppm к концу первого квартала 2012 года, что облегчит транспортировку и увеличит предложение на рынке. Однако эксперты сходятся на том, что ожидать снижения цен на дизтопливо не стоит: качественный зимний дизель в любом случае будет стоить дороже сернистого летнего. При этом как участники рынка, так и источники в ведомствах согласны, что принятые правительством меры были эффективны: накопленные запасы дизтоплива исключают возникновение его дефицита.

Комментарии
Конфереция