Как это было
Мы посетили семь АЗС, расположенных на территории Уфы. О предстоящем визите топливные компании мы не предупреждали. Итак, представляем адреса проверенных заправок:
- «Башкирнефтепродукт», ул. Пушкина, 35/1, к.1;
- «Башнефть», пр. Октября, 182/1, к. 1;
- «Лукойл», Индустриальное шоссе, 118а;
- «Картойл», Индустриальное шоссе, 114/1;
- «Артойл», ул. Маршала Жукова, 27;
- «УНП», ул. Рихарда Зорге, 17/1, к. 2;
- ООО «Доминант», ул. Пархоменко, 110.
Мы не претендуем на абсолютную точность исследования: во-первых, у приборов, которые мы использовали, имеется погрешность измерения, а, во-вторых, на открытом воздухе невозможно обеспечить лабораторные условия.
Измерение объема проводилось с использованием поверенного мерника М2Р-10-01СШ. Погрешность прибора не превышает 0,5%, что в пересчете на 10 литров бензина (именно столько мы заливали на каждой АЗС) составляет максимум 50 миллилитров.
Бензин набирали в предварительно смоченную металлическую канистру, не забывая по возможности сливать остатки из шланга. После этого переливали топливо в мерник, с помощью которого уже и измеряли фактический объем. В случае, если уровень бензина был ниже нормы, измеряли разницу с помощью специальной шкалы, имеющейся на мернике.
Стоит заметить, что измерялся именно объем топлива, а не его масса. Все просто: автомобилисты покупают бензин в литрах, а не в килограммах, поэтому и нам важнее было знать, сколько выдает пистолет.
Что касается изменений объема топлива в зависимости от температуры, на этот счет есть свои стандарты. Топливораздаточные колонки, как правило, настроены так, чтобы отпустить ровно 10 литров бензина при любой погоде. Другими словами, в соответствии с официальной методикой поверки колонок, объем отпускаемого топлива в любую погоду должен быть таким же, как и при +20.
За то время, пока мы переливали топливо в мерник, бензин не успевал ни нагреться, ни остыть. Поэтому в этом исследовании мы приводим те цифры, которые нам показал прибор: предполагается, что корректировку по температуре за нас уже провело оборудование АЗС, а поверка колонок контролирующими органами проводилась по-честному.
Результаты оглашались и записывались в присутствии свидетелей (в их числе были представители ФАР в РБ, сотрудники заправок и простые автолюбители, подходившие полюбопытствовать).
Реальная цена
Ровно десять литров (не говоря уже о десяти «с хвостиком», на что мы втайне надеялись) нам не налили нигде. Впрочем, с учетом погрешности измерения в 50 миллилитров, «десятка» вполне могла оказаться у «Лукойла», где мерник показал недолив в 25 миллилитров. Уложился в погрешность «Картойл»: до 10 литров не хватило каких-то 35 миллилитров. Также неплохо показали себя «Башнефть» и «Артойл». На проверенных АЗС этих брендов измеренный недолив составил по 45 миллилитров.
Оставшиеся три заправки в отведенную погрешность измерений не вписались. На АЗС «УНП» мерник показал недолив в 70 миллилитров, что, в общем-то, не критично. Больше всего удивили показания прибора на «Башкирнефтепродукте»: до заветной «десятки» не хватило 110 миллилитров! Еще меньше бензина нам отпустили на безымянной АЗС на Пархоменко, где недолив составил 135 миллилитров.
В день рейда литр АИ-92 на уфимских заправках в среднем стоил 26 рублей. А сколько мы на самом деле платим за бензин? Реальная цена топлива во всех случаях оказалась немного выше, чем было указано на ценнике. Самым дешевым оказался 92-ой с «УНП»: 25,68 рубля за литр. Безымянная АЗС на Пархоменко, хоть и продавала топливо за те же 25,50, его реальная стоимость оказалась выше на 35 копеек. Третье место занимает «Башнефть» – реальная цена литра составила 26,12 рубля. Самым дорогим оказалось «Экто» с «ЛУКОЙЛа», прибавившее к своей официальной цене (кстати, и без того самой высокой) еще семь копеек.
Право на справедливость
Допустим, мы просто везучие. А если вдруг вы недосчитаетесь пары-тройки литров на бак, что делать? Показания стрелки слишком приблизительны, да и у бака есть горловина, в которую помещается еще несколько литров топлива. Но если подозрения есть, и небеспочвенные – на этот случай стоит знать свои права.
Изготовить мерник можно и самостоятельно – из пятилитровой канистры из-под минералки. Конечно, точность его будет невысока, но грубый недолив можно будет заметить без труда. С претензией необходимо обратиться к оператору АЗС или менеджеру – если таковой присутствует на заправке. Делать предварительные замеры не обязательно, но как еще подкрепить уверенность в том, что вас обманули?
Попросите представителей заправки провести контрольный пролив с помощью поверенного мерника. Где они его возьмут, не ваша задача, по закону, прибор должен находиться на АЗС. Отказать в этой просьбе вам не могут, согласно «Правилам продажи отдельных видов товаров», «продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование».
Дальше все зависит от показаний мерника и вашего желания проучить заправщиков. Незначительный недолив (в пределах 0,5%) допустим. Если прибор показал больше, в большинстве случаев вам компенсируют недостачу.
Бывает так, что с адекватностью у представителей АЗС не все в порядке. Отказываются проводить замеры? Не признают своей вины? Составляйте акт, в котором стоит отразить все существенные факты, включая имена и телефоны свидетелей, данные представителей АЗС, дату и время забора, название и номер АЗС, тип мерника, температуру воздуха и показания прибора. В идеале работники станции должны расписаться под актом, если отказываются – отражайте это в документе. Не забывайте и про кассовый чек.
Следующий шаг – поход в официальные структуры. Внеплановые проверки могут проводить профильные отделы полиции, инспекции по защите прав потребителей и суды. Поводом для официального рейда может стать ваше заявления, но и это еще не гарантия победы. Дело в том, что государственные органы обязаны за сутки предупредить руководство АЗС о предстоящей проверке: этого более, чем достаточно, чтобы перенастроить аппаратуру.
Другой вопрос – а стоит ли овчинка выделки? Максимум, что грозит провинившейся фирме, согласно статье 14.7 КоАП РФ, – это штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Для должностных лиц наказание будет еще мягче, до двух тысяч. Предполагается, что от таких копеечных сумм виноватые должны раскаяться и исправиться, а вы – гордиться тем, что проучили злодеев.
Повод для беспокойства
Подведем итог. С одной стороны, выявленный нами недолив нельзя назвать ощутимым: в пересчете на 50-литровый бак он составил бы максимум 0,7 литра. С другой – заказав полный бак, вы теоретически заплатили бы 18 рублей ни за что. К тому же есть мнение, что процент недолива растет в зависимости от объема топлива. Увы, но проверить это было невозможно по техническим причинам. Наконец, в поле нашего зрения попали только уфимские заправки: за городом, говорят, серьезный недолив – в порядке вещей, и заправщики без стеснения обманывают клиентов, не опасаясь возможного скандала.
Так есть ли повод для беспокойства? И да, и нет. Причин и оправданий может быть сколько угодно. Во-первых, при падении температуры от +20 до -20 тонна бензина худеет на 55-60 литров. Проще говоря, тонна так и осталась тонной, а вот выручить за нее еще полторы тысячи рублей на морозе уже не получится. С другой стороны, методы измерений несовершенны: погрешность в 5 миллилитров на литр кажется незначительной, но… сколько литров недоливает каждая колонка за смену? А за год?
В третьих, официальные проверки – это целая церемония. Контрольные органы могут являться не так уж и часто, к тому же должны заранее предупредить руководство АЗС о своем визите, так что «заправилы» успевают подготовиться к проверке. Наконец, человеческий фактор: с комиссиями ходят такие же люди, и им тоже лень соблюдать абсолютно все условия для измерений. Внутренние проверки остаются, как правило, на совести самих АЗС: чем и как измерять недолив для калибровки колонок, они решают самостоятельно.
Что касается оправданий недоливу, здесь есть еще несколько вариантов. В том числе и такие экзотические, как «колонка простаивала несколько часов, часть топлива ушло на смачивание механизмов». Почему в мернике раз за разом оказывалось не 10 литров, а чуть меньше – вопрос открытый. Никто не узнает, что стало истинной причиной недолива: злой умысел или технические нюансы. Поэтому не стоит относиться к результатам, как к абсолютной истине. Однако факт остается фактом: недоливы имеют место быть. Но убытки отдельно взятых водителей настолько несущественны, что лучше потратить свои нервы на что-нибудь другое.
АЗС |
Адрес |
Фактический объем, мл |
Цена за литр |
|
По чеку |
Реальная |
|||
Башкирнефтепродукт |
ул. Пушкина, 35/1, к. 1 |
9890 |
26,00 р. |
26,29 р. |
Башнефть |
пр.Октября, 182/1, к. 1 |
9955 |
26,00 р. |
26,12 р. |
ЛУКОЙЛ |
Индустриальное шоссе, 118а |
9975 |
27,10 р. |
27,17 р. |
Картойл |
Индустриальное шоссе, 114/1 |
9965 |
26,10 р. |
26,19 р. |
Артойл |
ул. Маршала Жукова, 27 |
9955 |
26,10 р. |
26,22 р. |
УНП |
ул. Рихарда Зорге, 17/1, к. 2 |
9930 |
25,50 р. |
25,68 р. |
Безымянная |
ул. Пархоменко, 110 |
9865 |
25,50 р. |
25,85 р. |
Внимание! Настоящее исследование является потребительской экспертизой, и его результаты носят сугубо информационный характер. Метод отбора проб разработан авторами исследования с учетом его целей и задач и не соответствует требованиям ГОСТов и других нормативов, которые используют проверяющие органы и организации нефтеобеспечения для контроля качества нефтепродуктов. В связи с этим мы подчеркиваем, что полученные результаты предназначены для общего ознакомления читателей сайта 102km.ru с особенностями топливного рынка Уфы и не являются основанием полагать, что какая-либо из указанных проб могла бы считаться неудовлетворяющей требованиям нормативов при проведении государственной проверки. |