Пермский топливный рынок в 2011 году: динамика развития сетей АЗС

В этом году пермский рынок розничных продаж автомобильного топлива приносил новость за новостью. Не проходило месяца без известий о дефиците бензина, повышении цен и разбирательствах, инициированных по этому поводу антимонопольной службой. Однако все это оказалось отнюдь не главными событиями года для данного сегмента.

Благодаря двум крупнейшим сделкам по слиянию и поглощению рынок так называемых независимых от гигантов-производителей топлива сетей АЗС в регионе изменился до неузнаваемости. За последние полгода из игры выбыли участники первой тройки лидеров – сеть АЗС «Арсенал», занимавшая вторую позицию в топ-листе крупнейших сетей регионального рынка по количеству заправок (контролировало 16 АЗС), вкупе с дышавшим в спину конкурентом, державшим третью позицию, сетью «АЗС-Дан» (12 заправок). Оптом активы обоих игроков приобрели «Феникс Петролеум», выкупивший все 16 АЗС компании «Арсенал», и «Нефтехимпром» (управляет ООО «Евроинвест»), прибавивший к имевшейся сети 9 заправок «АЗС-Дан». Как результат, обе сети, почти синхронно поглотившие сопоставимых по объему конкурентов, вырвались на второе место в рейтинге крупнейших пермских сетей АЗС.

Пьедестал АЗС. Сети «Феникс Петролеум» и «Нефтехимпром» сейчас контролируют по 26 АЗС каждая. Правда, уже в этом месяце «Нефтехимпром» открывает очередную автозаправку, что позволит оттеснить компанию «Феникс Петролеум» на третью позицию. Сегодня 18 АЗС «Нефтехимпром» работают на территории Перми, 8 – в Пермском крае. Учредителем компании является Владимир Матыцин, владелец ОАО «Сорбент». По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка «Нефтехимпром» за 2009 год составила 1,9 млрд руб, а чистая прибыль – 56 млн руб.

У компании «Феникс Петролеум» 17 АЗС располагаются в Перми, 9 – на территории края. За 2010 год выручка от продажи товаров и услуг компании составила, по данным «bc», 885 млн рублей. С 2005 года цифра выросла в 4 раза, тогда выручка составляла 221 млн рублей. Вполне вероятно, что после приобретения АЗС «Арсенал» размер выручки вырастет более чем вдвое. Впрочем, двукратный рост обеих независимых сетей АЗС поколебать позиции основного игрока пермского рынка ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», контролирующего более сотни заправок по всему краю, не в состоянии. Сегодня, по данным УФАС, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» занимает около 70 % пермского розничного рынка нефтепродуктов, в то время как на все остальные сети приходится 30 % розницы. Впрочем, если рост гиганта по количеству заправок за последние 5 лет составил всего 7 %, то динамика расширения независимых сетей на порядок выше. Так, за последние 5 лет многие из них выросли более чем на 100 %, а самые активные – более чем на 300 (см. таблицу).

Следом за «Нефтехимпромом» и «Феникс Петролеум» по количеству АЗС, представленных в Пермском крае, идут «VV» (сетью управляет компания «Сэван Стар») и «Ликом». Обе насчитывают по 17 АЗС в крае. Первая сеть широко представлена в крае, 7 автозаправок расположены в Соликамске, Добрянском и Чайковском р-нах, Осе, с. Елово и Краснокамске. «Ликом» дислоцируется лишь в трех территориях Прикамья – Кунгурском и Кудымкарском районах, а также в Краснокамске.

Замыкают список сетей АЗС региона игроки-старожилы рынка, основанные еще в середине 90-х годов. Сегодня они не имеют в своем активе и 10 автозаправок: «Minol» (7 АЗС), ЗАО «Петрол» (4 АЗС), «Копейка» (2 АЗС). Именно они, по признанию экспертов «bc», наиболее вероятные кандидаты в жертвы «прожорливых» крупных игроков. Частично этим процессам уже положено начало. Так, ЗАО «Петрол» в этом году продало свою АЗС в Камской долине «Нефтехимпрому», в результате чего количество автозаправок сети сократилось до 4 (расположены в Перми и Добрянке). По данным «bc», «Нефтехимпром» предлагал собственникам «Петрола» выкупить их сеть целиком, однако договориться сторонам не удалось.

По мнению небольших сетей АЗС, бизнес по продаже топлива для них становится невыгодным из-за высоких закупочных цен на топливо. Привычные жалобы игроков рынка на свои беды на этот раз, впрочем, подкрепляются данными федеральных аналитиков. Так, по информации центра «Кортес», специализирующегося на оценке рынка нефти, нефтепродуктов и нефтехимии, за семь месяцев этого года маржинальная доходность АЗС по Аи-80 снизилась на 5 % (составила 7,7 %), по Аи-92 – на 9 % (составила 8,3 %), по Аи-95 – на 5 % (составила 9,3 %). Подтверждают наличие проблем у мелких игроков рынка и компании, специализирующиеся на строительстве автозаправочных станций. По их версии российский рынок АЗС здорово «просел» из-за увеличения цен на бензин, как следствия, укрупнения сетей и монополизации рынка.

Амплитуда колебаний. Традиционная особенность рынка АЗС Прикамья – безусловное лидерство дочки федерального нефтяного гиганта – компании «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Стоит отметить, что за все 20 лет рыночных отношений в России ни одна федеральная компания, кроме «ЛУКОЙЛ», так и не зашла на пермский рынок розничной продажи нефтепродуктов. Топливо сопоставимых этой корпорации по масштабам производителей в итоге представлено на пермском рынке опосредованно. Оно продается на АЗС независимых сетей. Например, «Феникс-Петролеум» закупает аналогичную продукцию «Газпромнефти», Сургутского «ЗСК», Омского «МПЗ» и Уфимской группы заводов. Впрочем, не все владельцы заправок смотрят на это позитивно. По словам Михаила Лебедева, заместителя генерального директора ЗАО «Петрол», властям края стоило бы задуматься, почему независимым АЗС приходится закупать топливо в Омске и Сургуте, а не у местного производителя, ведь тогда, по мнению эксперта, цены на бензин были бы значительно ниже. Многие владельцы АЗС отметили, что из-за ряда решений федерального уровня, касающихся регионального рынка АЗС, почти все местные независимые сети лишились в этом году возможности продавать топливо по более низкой, по сравнению с «лукойловскими» заправками, цене.

Еще не так давно ситуация на рынке была противоположной. Независимые АЗС закупали топливо по ценам, позволявшим продавать товар нередко дешевле, чем «ЛУКОЙЛ», что давало возможность занимать на рынке прочные позиции. В феврале текущего года федеральное правительство дало указание нефтяным компаниям снизить розничные цены на бензин. По словам Михаила Лебедева, это привело к тому, что их примеру вынуждены были последовать и независимые АЗС. «В свою очередь, нефть продолжала дорожать. В апреле разразился топливный кризис, и бензин вновь подорожал. Любая АЗС должна находиться на самоокупаемости, поэтому, чтобы работать с прибылью, приходилось повышать цены. Кроме того, местный производитель отказывается продавать нам топливо, ссылаясь на собственный дефицит. В итоге сегодня мы стараемся выживать уже и за счет кредитов», – отмечает Михаил Лебедев. По его словам, спрос сегодня остро реагирует на повышение цен. «Постоянные клиенты, конечно, таковыми и остаются, а остальные ищут заправки, где топливо подешевле», – отмечает эксперт.

На территории края сегодня работает 356 коммерческих АЗС. Их цифра за последние 5 лет выросла на 22 % (с 291 АЗС в 2006 году).

Пермский топливный рынок в 2011 году: динамика развития сетей АЗС 

Впрочем, уже на минувшей неделе ситуация с ценовой политикой на рынке успела измениться. Независимые АЗС одна за другой снизили цены на топливо. На АЗС «Нефтехимпром» литр АИ-92 подешевел с 27, 5 до 26, 3 руб. О снижении цен   сообщили также в компании «Феникс Петролеум». «Поставщики топлива предоставили нам выгодные условия оптовых закупок, что позволило снизить цены на розничную продажу топлива», – рассказала маркетолог компании Валентина Жакова.

Многие собеседники, однако, отмечают, что в конкурентной борьбе с безусловным лидером рынка им приходится уповать не столько на цену топлива, которую «ЛУКОЙЛ», будучи еще и производителем, может менять с большим успехом, сколько на уровень сервиса и широкий спектр дополнительных услуг. Так, например, компания «Феникс Петролеум» открыла при своих АЗС на трассах авторестораны «Бульон». Сегодня в Пермском крае работает три таких заведения, в которых есть своя кухня, комната матери и ребенка, детский уголок, душ, а также штат сотрудников из 20 человек. На некоторых АЗС «ЛУКОЙЛ» расположилась сеть «SFC Chicken» компании «Алендвик». В последнее время тенденцией стало также открытие на АЗС кофеен. Все тот же «Феникс Петролеум» открывает при заправках сеть кофеен «60 зерен». Как отмечает Валентина Жакова, главной задачей было улучшение качества обслуживания и создание уникального сервиса. «Начинали мы с услуг подкачки шин и чистки обуви, но затем сделали ставку на питание и сервис», – поясняет маркетолог.

Взгляд в будущее. По мнению многих   экспертов рынка, мелкие игроки уже в обозримом будущем неминуемо сойдут с дистанции, уступив свои места крупным федеральным компаниям-монополистам, которые включены в полный цикл добычи, переработки и продажи топлива. По мнению некоторых сетей, не исключено, что последние отдадут часть бизнеса во франчайзинг. Однако другие игроки рынка считают, что ни одна компания, занимающаяся нефтепродуктами, не согласится продавать франшизу на свой бизнес, поскольку снизится качество обслуживания, а франчайзер не сможет получать ощутимого дохода.

Некоторые пермские эксперты полагают, что небольшие сети АЗС не исчезнут с рынка, если выйдут с принципиально новым форматом – автоматизированными заправочными станциями. Они не требуют большой занимаемой площади и персонала, а оплата за топливо производится автоматически с помощью банковских карт. Такие АЗС успешно работают в Европе. В Перми открылись уже 2 экспериментальных автоматизированных АЗС «ЛУКОЙЛ». Всего компания запланировала открыть 5 таких заправок в Пермском крае. Как отмечают эксперты сети «ЛУКОЙЛ», такая АЗС обходится в среднем в 1,5 раза дешевле обычной. Срок окупаемости автоматизированной заправки примерно соответствует срокам окупаемости стандартной АЗС, поскольку на заправках нового формата, по словам экспертов, ниже пропускная способность из-за меньшего количества колонок. Однако по мнению Михаила Лебедева, развитие бизнеса в этом направлении пока не проработано. «Где ни открой такую АЗС – на трассе или в городе, ее могут взломать, разграбить. Соответственно нужна охрана. Это на порядок увеличит финансовые затраты бизнеса», – заключает эксперт.

Справка

Средняя цена строительства небольшой автозаправки составляет порядка 15 млн рублей, однако стоимость существующих комплексов достигает порой сотни миллионов, поскольку они включают в себя дополнительные площади под кафе, магазины и т. п. На строительство одной АЗС среднего размера сегодня уйдет порядка двух лет.

Комментарии
Конфереция