Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин и глава РТС Евгений Аркуша в эфире телевидения и радио «КП»

Мы уже не удивляемся тому, что Россия - страна, добывающая нефть, - низкими ценами на бензин похвастаться не может. Но чтобы дефицит? А ведь он поразил этим летом практически всю страну. Что будет дальше? Об этом в эфире телевидения и радио «КП» мы поспорили с замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолием Голомолзиным и главой Российского топливного союза Евгением Аркушей.

«КП»: - Государство сейчас сдерживает цены, время-то предвыборное. А если дать рынку полную свободу, что увидим на ценниках?

Голомолзин: - Думаю, если бы не было трех волн дел о нарушениях антимонопольного законодательства, компании могли бы поднять цены до уровня европейских, то есть раза в два. Но мы не считаем, что 60 рублей за литр 92-го - это рыночная и приемлемая для России цифра. Наша позиция: нынешний уровень - нормальный, адекватный, а рост должен быть в пределах инфляции.

Аркуша: - Нет на самом деле таких идей. Владельцы АЗС прекрасно понимают, что по 60 рублей бензин просто не будут брать. Да и нефть у нас дешевле, чем в ЕС, мы же ее добываем. И зарплаты в России не европейские!

«КП»: - ФАС все штрафует компании, которые задирают цены. Когда прекратится это ручное управление и топливники возьмутся за ум?

Голомолзин: - Это не ручное управление, это одна из форм контроля. В ходе первых двух «волн» мы оштрафовали компании суммарно на 15 млрд. рублей, в ноябре решим, будут ли новые штрафы. Это работает! Поведение компаний меняется на глазах. Сначала они пытались с нами судиться, но поняли - это бессмысленно и накладно. Теперь топливники сами признают свою вину и стремятся исправить нарушения, лишь бы штрафа избежать. И я надеюсь, что, как и во всем мире, юристы и экономисты нефтяных компаний будут стремиться не допускать нарушений антимонопольного законодательства.

В студии радио и телевидения «КП» эксперты обсудили, как сделать бензин в России более качественным и недорогим.

В студии радио и телевидения «КП» эксперты обсудили, как сделать бензин в России более качественным и недорогим.


«КП»: - То есть четвертой волны не будет?

Голомолзин:  - Надеемся - если компании возьмутся за ум. Если нет, наказание неотвратимо.

«КП»: - Ваша тактика смущает. Ведь наши бизнесмены рассуждают: вот я заплатил штраф, теперь надо вернуть деньги. Как? Поднять цены!

Голомолзин: - Не получится. С каждой «волной» штрафы растут. В ходе первой кампании мы оштрафовали нефтяников на 5 млрд. рублей, после второй - уже на 10. Компании не могут вернуть свои потери, наращивая цены, - нарвутся на еще большие штрафы.

Аркуша: - Сначала компании заработали дополнительные прибыли, а потом часть вернули. Вопрос решен по понятиям. Я бы хотел, чтобы, кроме страха перед штрафаом, были и экономические рычаги, которые сделают выгодным работать в интересах потребителя.

«КП»: - Кстати, в России 60% АЗС - это крошечные частные лавочки, и вы меня не переубедите, что их владельцы живут по понятиям. А раз так, почему государство штрафует крупный бизнес, а мелкий пестует?

Голомолзин: - Там, где доминирует одна нефтяная компания и все стеллы выкрашены одним цветом, цена на 2 - 5% выше, чем там, где топливо можно купить на АЗС разных компаний. Где, если ехать по дороге, от разных вывесок рябит в глазах. У потребителя должно быть право выбора. Если его лишают такого права, цена начинает расти.

«КП»: - А еще у нас в России есть места, где, сколько ни едешь, нет заправок вообще. На Дальнем Востоке, например. И бензин там самый дорогой. Что тут делать?

Голомолзин: - Мы считаем, что должно быть единое экономическое пространство с соизмеримыми ценами. Местные условия будут влиять, но не столь существенно.

Аркуша:  - Ничего себе «местные условия»?! На Дальнем Востоке доминирует одна компания, отсюда и цены.

Голомолзин: - Вообще-то две компании, «Альянс» и «Роснефть». Но независимые АЗС не всегда покупают топливо у них. К примеру, на Сахалин везут топливо из Омска.

Аркуша: - Вынуждены там покупать.

Голомолзин: - Везти топливо за 6,5 тысячи километров - это невесело, но возможно. Но я настаиваю: если человек живет во Владивостоке, он не должен платить намного дороже, чем другой россиянин.

 

КТО УСТРОИЛ ДЕФИЦИТ?

«КП»: - Как вы дружно защитили мелкие АЗС. Но все автомобилисты знают, что у них и бензин дороже, да еще и недоливают. Правда ли, что на АЗС есть две кнопки: «для своих», по-честному, и «для всех», с обманом?

Аркуша: - Так говорят. Но я не видел.

«КП»: - Выгораживаете коллег?

Аркуша: - Да ничуть. Я вам правду скажу, никто, кроме самих владельцев АЗС, доподлинно не знает, есть такие кнопки или нет. Никто не считал, сколько на самом деле в стране бодяжного топлива. Нет системы контроля, нет и статистики. К тому же нет и внятного наказания. Редкое исключение - Москва. Паленого топлива - от силы 2 - 3% в столице. А почему? Здесь есть и контроль, и ответственность. Много дорогих машин, с которых владельцы пылинки сдувают. И попробуй им бодягу продать. Жалоба в городской Департамент по охране окружающей среды - и гарантированный штраф в несколько миллионов.

«КП»: - У государства была прекрасная идея в этом году запретить торговать топливом ниже стандарта евро-2. Разбодяженный евро-3 все лучше паленого евро-2. Что ж не решились?

Аркуша: - Сначала всем сообщили, что скоро запрет. Некоторые потратили деньги, закупили оборудование, подготовились. Некоторые - нет. Топлива нового стандарта в итоге не хватило, и правительство было вынуждено принять решение - ввод евро-3 отложить. Те, кто уже был готов торговать горючим более высокого класса, остались с носом. Зря потратились! Несправедливо.

«КП»: - Что-то не жалко этих инноваторов. Мало того, что все вместе ушли на реконструкцию и устроили этим летом в стране дефицит топлива. Так им еще и акциз скостили.

Аркуша: - Скидку дали, и давно! На 300 - 400 рублей за тонну. А надо бы на 2 тысячи рублей. Вот такая сумма хороший стимул делать качественный бензин. Но не идет на это государство.

Голомолзин:  - Мы как раз обсуждаем сейчас такой законопроект об увеличении дифференциации активов в зависимости от качества топлива, так что не все так плохо.

 

ТОЛЬКО НЕ ПОВЫШАЙТЕ НАЛОГИ!

«КП»: - Когда ждать нового всплеска цен?

Голомолзин: - Последние пять лет цена в среднем растет даже медленнее инфляции. Всплеск может быть или от событий на внешнем рынке - но мы от этого никак не застрахованы, - или от роста налогов.

Аркуша: - Акцизы подняли с 1 января этого года, последствия налицо. Но точно такое же взвинчивание акциза запланировано на 1 января 2012 года. Я надеюсь, что правительство не станет повторять свои ошибки. Если нет, рост цен уже в начале 2012 года неизбежен. А это спровоцирует ответные жесткие меры административного регулирования. В этом году такие меры спровоцировали кризис и в конечном счете дефицит топлива. Не хочется, чтобы наступили снова на те же грабли.

«КП»: - Хотелось бы пролить слезу по судьбе королей бензоколонок. Налоги душат, государство гоняет. Да не проливается. У них есть возможность что-то изменить. В крайнем случае - припрятав топливо. А у нас? Скажут - по 60 рублей за литр, и заправимся. Деваться некуда.

Комментарии
Конфереция