Новый нефтепровод Пурпе – Самотлор увеличит поставки нефти в западном направлении

На нефтеперекачивающей станции «Вынгапур» состоялся торжественный запуск нефтепровода Пурпе — Самотлор — первого этапа масштабного транспортного проекта «Заполярье — Пурпе — Самотлор». Новая магистраль не только увеличит поставки ямальской и северокрасноярской нефти в западном направлении, но и обеспечит ей доступ в ВСТО, а через него — на быстрорастущий азиатский рынок.

Нефтепровод Пурпе — Самотлор, строительство которого «Транснефть» начала в марте прошлого года, запущен почти за год до намеченного срока ввода в эксплуатацию, запланированного на 2012 год. Стоимость его составила 45 млрд руб. — на 8 млрд ниже закладывавшейся в проект суммы. На первом этапе нефтепровод, проектная мощность которого составляет 25 млн т в год, как ожидается, будет поставлять около 17 млн т нефти — столько, сколько будет добывать «Роснефть» на Ванкорском месторождении.

Главным преимуществом новой магистрали станет возможность поставки нефти, добываемой на месторождениях севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа, как в западном (в частности, в средиземноморско-черноморском направлении до портов Новороссийск и Туапсе), так и в восточном направлении по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Это позволит существенно нарастить объемы экспорта на азиатский рынок, в том числе в Китай. «АТР — приоритетный рынок для российских углеводородов. Там динамично развивающаяся экономика, рост на углеводородном рынке», — отметил глава Минэнерго Сергей Шматко, подчеркнув, что диверсификация поставок нефти — это «приоритет России, ее национальный интерес».

По словам президента «Транснефти» Николая Токарева, к 2020 году объем поставок через нефтепровод достигнет 74 млн т, большая часть этого объема будет направлена в ВСТО. Кроме того, благодаря запуску нефтепровода нефтяные компании получат возможность гибкого маневрирования при поставках нефти на экспорт и на российские НПЗ. Это позволит не только оптимизировать транспортные расходы, но и получить дополнительную прибыль благодаря оперативному реагированию на изменения мировых цен на нефть и нефтепродукты.

Запуск нефтепровода Пурпе — Самотлор стал первым этапом строительства масштабной транспортной системы Заполярье — Пурпе — Самотлор общей протяженностью более 900 км. На втором этапе планируется строительство участка Заполярье — Пурпе, запуск которого намечен на 2016 год. По словам Сергея Шматко, Минэнерго уже внесло в правительство проект распоряжения о начале строительства и финансировании проекта «Заполярье — Пурпе» и «в ближайшее время будет принято соответствующее решение». Общая стоимость проекта оценивается в 112 млрд руб., добавил министр, 30% от этой суммы составят собственные средства «Транснефти», остальное — кредитные ресурсы, в частности китайский кредит. Ранее в «Транснефти» оценивали стоимость строительства в 120 млрд руб. В настоящее время компания ведет проектирование линейной части и производственных объектов второго этапа магистрали.

По мнению аналитика «ИФД КапиталЪ» Виталия Крюкова, в перспективе поставки нефти с Ванкорского месторождения и месторождений-спутников в трубопровод могут вырасти до 25 млн т. «Кроме того, в регионе огромное количество действующих проектов и месторождений, которые еще находятся в нераспределенном фонде», — поясняет эксперт. При этом потенциал увеличения поставок на азиатский рынок в ближайшем будущем сохранится — пока он готов поглощать дополнительные объемы нефти, считает г-н Крюков.

В то же время в будущем не исключено замедление высоких темпов роста спроса на нефть в Китае, добавляет старший аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин. Спрос на нефть в третьем квартале, по данным Platts, вырос по сравнению с предыдущим годом только на 3,2%. «Однако в долгосрочной перспективе потребности Китая будут повышаться, и азиатский рынок в целом сейчас наиболее привлекателен для нефтяников на фоне стагнирующего Запада», — подытожил эксперт.

 

Комментарии
Конфереция