Правительство утвердило меры по контролю над исполнением ВИНКами обязательств по модернизации НПЗ

Премьер-министр Владимир Путин распоряжением от 6 октября 2011 года утвердил комплекс мер по госмониторингу модернизации НПЗ в соответствии с обязательствами нефтяных компаний, зафиксированными в соглашениях с правительством. В соответствии с документом Ростехнадзору, Минэнерго, Росстандарту, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минрегиону поручается до ноября 2011 года разработать проект постановления правительства о порядке госмониторинга модернизации с наделением контролирующих ведомств дополнительными полномочиями.

Ведомствам поручено к декабрю разработать и согласовать с компаниями процедуру внесения изменений в заключенные соглашения, а также административные регламенты ведомственного контроля за их исполнением. К декабрю 2011 года ведомствам также поручается разработать и внедрить информационную систему, автоматически собирающую и анализирующую информацию по модернизации, а также сформировать базу данных, содержащую информацию о технических характеристиках НПЗ и оборудовании, подлежащем модернизации. Вероятнее всего, внесение этого пункта в распоряжение правительства призвано придать импульс разработке системы "Нефтеконтроль", о необходимости создания которой на базе ЦДУ ТЭК не один год говорит Минэнерго. Премьер также поручил ведомствам каждые полгода отчитываться перед правительством о результатах мониторинга модернизации НПЗ и готовить доклад об этом президенту.

Главной новостью документа стало отсутствие в нем поручения разработать поправки к КоАПу или иных формальных санкций за неисполнение компаниями условий заключенных с правительством соглашений по модернизации НПЗ. Напомним, что поручение зафиксировать обязательства нефтяных компаний по модернизации в трехсторонних соглашениях с Ростехнадзором и ФАС было дано Владимиром Путиным. В ходе обсуждения причин апрельского бензинового кризиса на июльском совещании с нефтяниками в Киришах премьер обвинил их в недофинансировании своих инвестпрограмм на $2 млрд, повысив при этом за счет льготы по экспортной пошлине на нефтепродукты выплаты дивидендов до $8 млрд. "В случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли",— заявил премьер.

Проблема заключалась в том, что действующее в России законодательство прямых санкций за неисполнение компанией собственной инвестпрограммы, разумеется, не предусматривает. Однако руководители ФАС неоднократно заявляли, что полномочий ведомства вполне достаточно для того, чтобы угрозы премьера не были пустым звуком. Как пояснил   заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, в случае неисполнения компаниями трехсторонних соглашений санкции на нарушителей будут накладываться в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Он напомнил, что антимонопольное законодательство обязывает компании, занимающие доминирующее положение, обеспечивать потребности внутреннего рынка, если для этого имеются необходимые технические и экономические возможности. "Возможности такие есть, они зафиксированы в соглашениях. Неисполнение условий соглашений будет квалифицироваться как технически и экономически не обоснованное снижение предложения на внутреннем рынке, результатом которого стал необоснованный рост цен",— процитировал господин Голомолзин ст. 10 закона "О защите конкуренции". Он также отметил, что ФАС предупредила нефтяные компании и "они понимают, что санкции будут жесткими, предусматривающими не только оборотные штрафы, но и изъятие необоснованно полученного дохода" (ст. 14.31 КоАПа).

В ФАС полагают, что при применении данной статьи юридических проблем не возникнет. Формально подобные санкции в отношении компаний, сорвавших сроки модернизации, возможны лишь в том случае, если это привело к росту цен. При этом у компаний, заморозивших расходы на модернизацию, в краткосрочной перспективе будет больше возможностей держать низкие цены на нефтепродукты. Иными словами, если ФАС действительно намерена изымать необоснованную прибыль у нарушителей условий соглашений, избежать избирательного применения и творческого толкования антимонопольного законодательства вряд ли будет возможно.

Нежелание правительства формализовать правоприменительную практику в отношении компаний, сорвавших сроки модернизации своих НПЗ, во многом объясняется тем, что основными нарушителями стали именно государственные компании, в первую очередь "Роснефть". Вице-премьер Игорь Сечин, до недавнего времени возглавлявший совет директоров "Роснефти", регулярно обнародует альтернативные варианты борьбы с ростом цен на нефтепродукты. В среду господин Сечин заявил, что правительство не отказалось от идеи воссоздать независимый сегмент рынка нефтепереработки, прекративший свое существование после продажи Уфимской группы НПЗ, перерабатывавшей сырье "давальцев". Подобная идея предлагается Минэнерго не первый год, "давальцы" должны обеспечить конкуренцию среди НПЗ, снизить цены и дать ФАС индикатор рыночной цены. Однако предыдущая попытка правительства заставить НПЗ ВИНК выделить квоту для независимых переработчиков привела лишь к установлению ими запредельных цен на процессинг. То есть подобная схема жизнеспособна только при госрегулировании или жестком антимонопольном контроле стоимости процессинга.

Альтернативным решением, которое было предложено Минэнерго в мае текущего года, стало приобретение государственным ОАО "Роснефтегаз" (акционер "Роснефти") отдельного НПЗ для независимых переработчиков. "Иметь репрезентативный НПЗ неплохо. Мы имели башкирские заводы, они служили маркером для определения стоимости и экономики переработки. Но эти заводы ушли в частную компанию, и в результате у нас референтная цена процессинга исчезла",— пояснил господин Сечин.

Участники рынка предложение Минэнерго восприняли скептически,— независимых компаний на рынке практически не осталось. По данным ассоциации малых нефтяных компаний "АССО-Нефть", если в 2000 году доля независимых компаний в добыче составляла 10%, то сегодня — менее 3%. Впрочем, перспективы приобретения "Роснефтегазом" НПЗ мощностью около 6 млн тонн в Центральной России по-прежнему туманны. "Эффективный НПЗ надо купить. Подождем, когда на рынке что-то может появиться",— пояснил Игорь Сечин, не уточняя, что должно заставить ВИНК выставить на продажу эффективный НПЗ.

Комментарии
Конфереция