Авиатопливо полностью пропало с биржевого рынка

Первые признаки проблем на рынке авиационного топлива появились в начале сентября, когда в крупнейших московских аэропортах, а также в екатеринбургском Кольцово практически не осталось керосина. С угрозой нехватки топлива столкнулся крупнейший перевозчик — «Аэрофлот», но его менеджменту удалось избежать отмены рейсов. Иностранные авиакомпании перестали заправляться в московских аэропортах.

Кроме того, в конце августа — начале сентября резко упали объемы биржевых торгов авиатопливом. «В период с 1 по 7 октября через биржевой рынок было продано ноль тонн, а значит, говорить о рыночной стоимости топлива невозможно», — говорит директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. По его словам, это может свидетельствовать о начале общего дефицита топлива и, соответственно, роста цен на него.

Как рассказали в аэропортах Шереметьево и Домодедово, нехватки топлива нет, «однако ситуация подвижная и постоянно мониторится». Так, по данным аэропорта Домодедово, 80% топлива авиакомпании покупают сами по ранее заключенным прямым договорам, и только 20% перевозчикам продает ТЗК «Домодедово».

Участники рынка называют несколько причин намечающегося дефицита. Основная из них, о которой говорят в Росавиации, — увеличение пассажиропотока. Другая — остановка НПЗ; например, в октябре планирует проводить профилактические работы Московский НПЗ. Большое влияние на отсутствие топлива сыграл крупный заказ Министерства обороны. Эти колебания могло сгладить распечатывание резервного фонда, о чем говорил ранее премьер Владимир Путин, однако этого не произошло до сих пор. По мнению экспертов, топливо из Росрезерва физически сможет дойти до аэропортов не ранее чем в конце месяца.

Только за сентябрь стоимость топлива в российских аэропортах выросла на 20%. На этой неделе многие ТЗК, в том числе в Московском авиационном узле, объявят о новом повышении цен. В Шереметьево цены вырастут с 8 октября, во Внуково и Домодедово — с 11-го. Владимир Спиридонов, гендиректор «Аэрофьюэлз Групп», считает, что рост цен на 1—2 тыс. руб. за тонну спровоцирован дефицитом, о котором свидетельствует то, что керосина на бирже как не было, так и нет. «Нефтяным компаниям не хватает керосина даже для своих ТЗК. Непонятно, как возник дефицит, ведь для нефтяных компаний это самый прибыльный продукт», — говорит г-н Спиридонов.

В то же время на прошлой неделе представители Минпромторга сообщили, что в сентябре Шереметьево, Домодедово и Внуково суммарно заключили контракты на поставку 301 тыс. т авиакеросина, в то время как потребности этих аэропортов в топливе оцениваются в 318 тыс. т. В связи с этим заявления о нехватке или недопоставке топлива звучат необоснованно, считает представитель Минэнерго.

Комментарии
Конфереция