Напомним, что предыдущая попытка ограничить рост цен на бензин, предпринятая правительством в феврале текущего года, к апрелю привела к дефициту топлива в ряде регионов и резкому росту биржевых цен, который поставил в крайне сложное положение независимые сети АЗС.
Чтобы исключить подобный сценарий, Минэнерго добилось от нефтяных компаний письменных обязательств по сохранению объемов поставок на внутренний рынок, а также заставило нефтяников нарастить запасы. В частности, в среду заместитель главы Минэнерго Сергей Кудряшов обсудил с руководителями нефтяных компаний вопросы обеспечения топливом внутреннего рынка. По словам заместителя министра, запасов бензина на НПЗ и нефтебазах сегодня на 30% больше, чем годом ранее (1 212,2 тыс. т против 932 тыс. т.). Кроме того, господин Кудряшов напомнил, что с введением с 1 октября нового налогового режима «60–66» поставки нефтепродуктов на внутренний рынок будут рентабельнее экспорта нефти на $50 с 1 т.
Одновременно заместитель главы Минфина Сергей Шаталов заявил, что ведомство не видит оснований для отмены в ближайшее время антикризисной экспортной пошлины на бензин и нафту в размере 90% от нефтяной. Ранее аналитики высказывали предположение, что правительство пойдет на сделку с нефтяными компаниями: экспортная пошлина на нафту будет снижена в обмен на обязательство компаний удерживать розничные цены и объемы поставок на внутренний рынок. Видимо, в правительстве не верят в эффективность подобной модели.
Впрочем, эффективность последних предложений Минэнерго, как и перспективы всего законопроекта «О нефти», также вызывает вопросы. Законопроект не согласован с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которая настаивает на принятии альтернативных, пересекающихся по предмету регулирования законопроектов — «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ». Против законопроекта Минэнерго «О нефти» выступает и Минприроды, утверждая, что у закона нет предмета регулирования — все записано в законе «О недрах». До недавнего времени в ведомствах весьма скептично оценивали перспективы проекта закона «О нефти», рассматривая его как неуклюжую попытку Минэнерго перетянуть часть полномочий ФАС и Минприроды. Однако проблемы мировой экономики, чреватые снижением мировых цен на нефть и ослаблением связанного с ними курса рубля, могут заставить российское правительство заранее позаботиться об инструменте госрегулирования бензиновых цен на случай их резкого роста в рублевом выражении.
Как пояснил директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, пороговое значение для введения госрегулирования в размере 10% — это очень большая величина при стабильном курсе рубля. Однако законопроект Минэнерго, безусловно, учитывает изменения цен на нефть и курс рубля. «Фактически эта мера является некоторой защитой от роста мировых цен на нефть и от ослабления рубля»,— полагает аналитик, отмечая, что ключевым вопросом в этой связи является, на каком базисе будет проводиться мониторинг Минэнерго: на опте или на рознице. Трансляция мировых цен на розничные цены может быть слишком размытой и растянутой во времени, чтобы запустить механизм госрегулирования цен.