ЛУКОЙЛ планирует передать в аренду дилерам половину своих АЗС

ОАО “ЛУКОЙЛ” передало в аренду дилерам еще около 100 своих АЗС, при удачных результатах эксперимента в течение двух-трех лет может передать половину своей розницы, сообщил в интервью вице-президент Вадим Воробьев. Сбытовая сеть ЛУКОЙЛа включает в себя 6508 АЗС, в том числе, 2242 – в России. Объем реализации в минувшем году вырос на 1,8% – до 14,34 миллиона тонн нефтепродуктов. Он напомнил, что в начале июня дилерам было передано около 20 станций в рамках пилотного проекта. “Сейчас передано еще около 100 АЗС – в каждом регионе Российской Федерации, где мы присутствуем. Наверное, это уже не “пилот”, это некий эксперимент. Массовой передачи в ближайшее время не будет. Мы хотим посмотреть, как эта система работает в режиме реального времени, для этого нужен определенный опытный период не менее года. Соответственно, мы будем обсуждать итоги этой программы, делать выводы, корректировать ее, но не с точки зрения увеличения количества станций, а с точки зрения нормативной базы, которая складывается в результате этого эксперимента”, – сказал Воробьев.

По его словам, нужно вносить изменения в договорные отношения, в отношения со сторонними организациями. Также много вопросов возникает в связи с введением новых законов. “В частности, 1 января вступает в силу закон об обязательном страховании особо опасных объектов, к которым, не понимаю на каком основании, отнесли автозаправочные станции. Вступил в силу закон об обороте алкогольной продукции. В середине следующего года мы сделаем выводы. И дальше у нас будет три пути: или двигаться дальше в этом направлении, или ограничится тем, что имеем, или вернуться к исходному состоянию. Я считаю, что, судя по первым результатам, обратной дороги нет. Может быть, темпы будут не высокими, но в течение двух-трех лет, мы имеем возможность передать в управлении дилеров половину розничных активов”, – сказал он. Передавая в управление розничный бизнес, «Лукойл» оставит за собой все имущество, начиная от самой заправки и заканчивая поставляемым бензином. Дилер получит возможность зарабатывать лишь на оптимизации операционных расходов. При этом нефтяная компания дает гарантию на поставки нефтепродуктов и отвечает за их качество. Если же дилер задумает залить некачественное топливо, приобретенное «на стороне», то тут же сработает сигнализация. Все АЗС подключены к системе мониторинга транспорта и контроля топлива. Таким образом, дилерам придется потрудиться, чтобы заработать на продаже бензина. Ведь по данным Российского топливного союза, сейчас операционные затраты в одном литре бензина составляют почти 4 руб., в то время как еще год назад этот показатель равнялся 2,72 руб. Придется на чем-то экономить, например на вывозе мусора, зарплате работников или средствах безопасности. По такой схеме компания уже давно работает в Финляндии. По словам президента компании Вагита Алекперова, «дилеры — более гибкие, лучше чувствуют рынок, своего клиента». «Фактически мы пробуем внести свой вклад в формирование семейного бизнеса. У нас уже есть хороший опыт такого рода. Так, в Финляндии, где мы владеем почти 500 АЗС, на них работают семьи, и отношение к бизнесу у них совсем другое. Мы будем стараться сформировать такой слой населения и в России», — отмечал он. Эксперты положительно оценивают инициативу «Лукойла». По словам Виктора Мельникова, главы Тюменского топливного союза, в его регионе дилеры взяли в управление несколько АЗС и удовлетворены результатами. По его мнению, этот эксперимент позволит вернуться на рынок бизнесменам — бывшим владельцам АЗС, которые очень хорошо знают свое дело и рынок. А Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора Петербургской топливной компании, полагает, что такое решение продиктовано и имиджевыми соображениями. Ведь приход дилеров в розничный бизнес снимет с нефтяников обвинения ФАС и правительства в ценовом сговоре в розничном сегменте. Главное в том, что розничный бизнес сегодня не приносит крупным нефтяным компаниям прибыль, поскольку правительство в «ручном» режиме регулирует рынок, заставляя нефтяников снижать розничные цены на бензин. Докричаться до каждого дилера из Кремля или Белого дома будет гораздо сложнее. Наиболее скептично выразился президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, сейчас рано давать оценку эксперименту. Кроме того, он сомневается, что компания передает в управление лучшие активы. «Кто отдаст хорошую АЗС?»

затраты на АЗС

Комментарии
Конфереция