Росстандарт обнаружил, что 80 из 108 «НПЗ» не имеют отношения к производству и торговле нефтепродуктами

В рамках развернувшейся в стране кампании за качество топливо Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) с 6 июня по 31 августа изучило 108 нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки нефти (то есть, выпускающих в основном мазут и битум, а не бензин и солярку), рассказал источник в Росстандарте. Но полученным результатам удивились даже в ведомстве.

Из 108 проверенных в качестве владельцев НПЗ компаний 80 вообще не имеют отношения к производству и торговле нефтепродуктами. При этом 10 являются «мертвыми душами» -  их не оказалось по указанным в регистрационных документах адресах. И еще пять не смогли предъявить инспекторам Росстандарта необходимые для проведения проверки документы и сведения. Из оставшихся компаний 12 выпускают топливо и 8 – «нетопливные» нефтепродукты вроде битума (несовпадение общего числа объясняется тем, что три компании попали в обе группы).

Интересно, что сотрудникам Росстандарта удалось среди «самоваров» (как часто называют мини-НПЗ за низкое качество получаемых продуктов) найти двух производителей автомобильного бензина и одного – солярки. При этом у них не отмечено несоответствий техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Это значит, что произведенное кустарным способом топливо как минимум отвечало требованиям «Евро-3» (постановление о продление оборота «Евро-2» до конца 2012 года принято правительством только на днях). Достичь такого уровня пока удалось даже не всем крупным НПЗ.

- На момент проверки Росстандарта мы не сделали ни литра нефтепродуктов, - заявил генеральный директор подмосковного ООО «Нефтьторгсервис» Александр Возягин (именно его компания по сведениям Росстандарта якобы выпускает бензин и дизтопливо «Евро-3»). – Да, мы купили в Бугульме маленький НПЗ мощностью всего 11 тыс т нефти в год. Разработали технические условия на печной мазут, судовое топливо и прямогонный бензин. Но лицензию нам так и не дали, и ни одного дня установка не работала. Говорят, наше топливо не отвечает техническому регламенту.

В результате нефтеперегонная установка стоит опечатанной судебными приставами, а «Нефтьторгсервис» решил от проекта отказаться и мини-НПЗ разобрать.

В когорту НПЗ, выпускающих «нетопливные» нефтепродукты (то есть битум) попало ООО «Технокром» из Ульяновской области.

- Наш завод не перерабатывает нефть. Мы выпускаем рулонные кровельные материалы в которых используется битум. И его мы не делаем, а покупаем, - говорит директор «Технокрома» Владимир Шустов. - У нас было две проверки Росстандарта. Год назад проверяли точность приборов, а этим летом просто убедились, что мы нефть не перерабатываем и ушли.

Некачественное топливо проверяющим Росстандарта попалось лишь однажды. Да и то не на проверяемом НПЗ, а в сети автозаправок «Хорос» в Новосибирске.

- Набрали бензин А-80 и 92 в бутылочки и ушли. А потом говорят, какие-то нарушения. Мы уже подали на Росстандарт  в суд, - заявил генеральный директор ООО «Хорос» Сергей Фабричный.

По его словам, топливо компания c НПЗ в Омске, в Новосибирск оно попадает по трубопроводу госкомпании «Транснефтепродукт». «Там с одного стояка бензин берут все местные АЗС – и крупные и мелкие», - рассказывает Сергей Фабричный.

В России хватает мини-НПЗ, которые делают качественную солярку и низкооктановый бензин. Есть и те, кто гонит «левак». Узнать адреса, названия и телефоны заводов легко можно было в ближайшей топливной ассоциации, говорят эксперты.

- У нас на Алтае есть один завод. Но он работает, наверное, две недели в году, потому что везти сюда нефть далеко и дорого. А вот в Томской, Новосибирской, Тюменской области есть несколько мини-НПЗ. Они делают солярку, бензин А-80. Особых проблем с ними не было, - говорит президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. - Но честно скажу, что есть и производители, которые гонят низкокачественный бензин под видом разных технических растворителей. Поэтому им не надо платить акциз порядка 3-4 тыс руб на тонну. Потом уже оптовики могут добавить в такой растворитель присадки и дальше выдавать за нормальное топливо.

Качество топлива мини-НПЗ Росстандарт проверяет в несколько этапов с начала 2010 года. За это время проверено более 300 заводов, заявил и.о. начальника управления территориальных органов и региональных программ Росстандарта Дмитрий Черничкин.

- Перечень предприятий для проверок мы получаем из МВД, Ростехнадзора и Минэнерго. Проверки наши специалисты проводят вместе с сотрудниками Ростехнадзора и полиции, - говорит Дмитрий Черничкин. - До того как придем по адресу, что там находится нам не известно. Если предприятие не занимается нефтепереработкой, это отмечают. Мне самому интересно, как в итоге могли получиться такие результаты. С этим надо еще разобраться.

Комментарии
Конфереция